Ирина Скворцова
Проект «Детство без жестокости»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Воспитание ребёнка, забота о нём - это сложный многоступенчатый процесс, требующий много сил и терпения. По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами неуклонно растёт. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания, такие как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают, что этим они нарушают права ребёнка, и, как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Поэтому очень важно изменить само отношение родителей к своим детям, вовлечь их в диалог, сформировать у родителей мотивацию воспитательной деятельности. Более сложное и острое положение у детей в тех семьях, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности.
Публикация «Проект „Детство без жестокости“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Проблема: Увеличение количества случаев нарушения прав несовершеннолетних. Низкий уровень правовой и педагогической культуры родителей.
Актуальность проекта. По результатам исследований психологов, жестокое обращение, перенесённое в детском возрасте, оказывает негативное влияние на психическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в социуме. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Цель проекта:
• Создать условия в ДОО с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье.
• Создать условия для родителей к мотивации воспитательной деятельности.
Задачи:
• Раннее выявление семейного неблагополучия.
• Осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей и педагогических работников.
• Организация взаимодействия с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье.
Ожидаемый результат:
• Повышение правовой и педагогической культуры родителей.
• Повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников.
• Создание доверительно-делового контакта с родителями.
• Повышение уровня родительской компетентности и ответственности перед семьёй, улучшение эмоционального климата в семье.
Реализация проекта
Этапы проекта Содержание работы Ответственные
1 этап
подготовительный Выявление семей, относящихся к категории семей РССН и СОП Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Воспитатели
Составление банка данных о семьях СОП и РССН Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Воспитатели
Посещение семьи с целью изучения условий жизни воспитанника Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Воспитатели
2 этап
Основной Осуществление систематического контроля за ребёнком в группе
(наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх, при приёме ребёнка в ДОУ, визуальный осмотр – синяки, ссадины и т. п.) Воспитатели
Педагог-психолог
Проведение информационных и тематических мероприятий (консультирование, беседы, анкетирование, родительские собрания, тренинги с педагогами и т. д.) Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Воспитатели
Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды, публикации на сайте) Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Воспитатели
Знакомство с правами ребенка (тематические беседы с воспитанниками) Воспитатели
Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
3 этап
заключительный Анализ результатов (мониторинг, анкетирование, поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей. Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Педагоги МАДОУ
Директор
Старший воспитатель
План работы на учебный год
по профилактике жестокого обращения с детьми
и нарушения их прав
Мероприятия Срок Ответственный
Распространение тематических буклетов о правах детей, по пропаганде ответственного родительства, профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми и т. п. Сентябрь
Ноябрь
Январь
Март
Май Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Воспитатели
Оформление информационного стенда по правовому просвещению родителей (нормативно-правовые документы (выписки из Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного Кодекса РФ, Закона об образовании и др., информация о контактных телефонах служб по защите прав несовершеннолетних) Раз в квартал Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Воспитатели
Лектории с приглашением психолога, медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов с тематикой:
-«Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей»,
- «Профилактика жестокости и агрессии в семьях»,
- «Здоровье наших детей»,
- «Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей».
Ноябрь
Апрель Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Воспитатели
Проведение тренинга для педагогов по профилактике жестокого обращения и нарушения прав детей. Ноябрь
Март Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Проведение конкурса детского художественного творчества «Моя семья»
Декабрь Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Воспитатели
Организация и проведение фотовыставки «Моя дружная семья» Февраль Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Воспитатели
Организация и проведение мероприятий, посвященных:
-Дню Матери;
-Дню Папы;
- Дню защиты прав детей;
- Дню Защитника Отечества;
- Международному женскому дню;
- Международному дню защиты детей
- Ноябрь
- Июнь
- Ноябрь
- Февраль
- Март
- Июнь Музыкальный руководитель
Воспитатели
Освещение проведенных мероприятий на сайте детского сада
По мере проведения мероприятий Зам. директора по НМР
Анкетирование родителей и педагогов
Ноябрь
Март Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Организация тематических бесед с детьми («Какой я вижу свою семью», «Мои права и обязанности»; «Ты в мире не одинок!»; «Моя мама»; «Мой папа»; «Если меня обижают родители»)
В течение года Музыкальный руководитель
Воспитатели
Проведение индивидуальной работы с семьями РССН и СОП; с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников. В течение года Педагог-психолог
Индивидуальные консультации с семьями, находящимися на межведомственном и/или внутриучрежденческом контроле по категории «семья в социально опасном положении», «семья группы риска» В течение года Педагог-психолог
Подведение итогов работы и достигнутых результатов:
обсуждение на малом педсовете достигнутых результатов работы с семьей и ребенком; поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия с семьей.
Конкурс плакатов «Дети против жестокости»
Май
Май
педагоги, работавшие с семьей; общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Родители;
педагоги;
дети
Мероприятия с родителями:
Тематические буклеты, памятки и т. п. :
- «Признаки жестокого обращения с детьми»;
- «Остановите насилие!»;
- «Любить и беречь»;
- «Если Вы попали в трудную жизненную ситуацию…»;
- «10 фактов о жестоком обращении с ребенком».
Родительские собрания:
- «Большие права маленького человека»;
- «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей»;
- «Профилактика жестокости и агрессии в семьях»;
- «Здоровье наших детей»;
- «Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка семейных ценностей».
Участие в фотовыставке:
- «Моя дружная семья».
Конкурс плакатов:
- «Дети против жестокости».
Индивидуальные консультации с родителями по волнующим вопросам.
Анкетирование родителей.
Мероприятия с педагогами:
Тематические буклеты, памятки и т. п. :
- «Признаки жестокого обращения с детьми»;
- «Остановите насилие!»;
- «Любить и беречь»;
- «10 фактов о жестоком обращении с ребенком».
Консультации на темы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми:
- «Права ребенка»;
- «Профилактика жестокого обращения с детьми».
Конкурс плакатов:
- «Дети против жестокости».
Индивидуальные консультации с педагогами по волнующим вопросам.
Анкетирование педагогов.
Мероприятия с детьми:
Организация тематических бесед с детьми:
- «Какой я вижу свою семью»;
- «Мои права и обязанности»;
- «Ты в мире не одинок!»;
- «Моя мама»;
- «Мой папа»;
- «Если меня обижают родители».
Участие в конкурсе детского художественного творчества:
- «Моя семья»;
Участие в фотовыставке:
- «Моя дружная семья».
Участие в выставке детских рисунков:
- «Наши права».
Конкурс плакатов:
- «Дети против жестокости».
Список литературы:
1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь. – М. : Генезис, 2006. – 256 с.
2. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. Учебное пособие под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. СПб. : Речь, 2004. 154 с.
3. Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.