Придеина Екатерина
Проект детско-родительского клуба «Литературная гостиная»
▼ Скачать
Паспорт проекта
Наименование проекта «Литературная гостиная»
Авторы проекта Придеина Е. А.
Цель проекта Формирование у детей дошкольного возраста интереса к поэтическому художественному слову, обогащение детско-родительских отношений, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, как равноправных и равноответственных партнеров.
Публикация «Проект детско-родительского клуба „Литературная гостиная“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Проекты. Проектная деятельность
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Задачи проекта 1. Создать условия для познавательно-речевого и художественно - эстетического развития воспитанников;
2. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
3. Формировать навыки выразительного чтения, артистического умения у воспитанников;
4. Воспитать положительно-эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям у воспитанников и их родителей (законных представителей).
5. Привлекать родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству.
Введение:
«Дать ребенку радость поэтического вдохновения,
пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества –
это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи».
В. А. Сухомлинский.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Л. С. Выгодский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».
По мнению многих ученых, педагогов огромное положительное влияние на развитие речи ребенка оказывает поэзия. Поэтическая речь кардинально отличается от обычной - разговорной речи. Она насыщена яркими образами, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Дети чувствуют эти особенности и тянутся именно к таким произведениям.
Разучивание поэтических произведений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, речь, открывается богатство интонаций, формируется культурный уровень маленького человека. Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.
Повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга.
Давно доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в детстве, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания, они демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами не знакомили.
Поскольку стихотворения, равно как и многие другие художественные произведения, не в полной мере используются в семье, и в системе дошкольного воспитания, для лучшего запоминания детьми стихотворений, мы выбрали специально эту тему нашего проекта. Возможно, она поможет этот пробел ликвидировать.
Вполне понятно, что предполагаемые нами варианты работы, выбраны условно, и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть больше, их может быть меньше. Причем, несомненно, и то, что каждый предполагаемый раздел выдвигается на первый план, а остальные при этом, остаются второстепенными, сопутствующими.
То есть родители и воспитатели, в дальнейшем могут самостоятельно выбирать, те задания и этапы, которые покажутся им более интересными, полезными, значащими для конкретного ребёнка или конкретной возрастной группы.
Как писала Тихеева: "Заучивание стихотворений наравне со сказкой и рассказом, является не менее важным фактором развития речи детей. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребёнка силой и обаянием ритма. "
Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребёнок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость восприятия ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, всегда производят впечатление на детей. Хорошее стихотворение – это та же музыка. Самые маленькие дети, легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связаны иногда лишь частично, имеет большее значение для развития художественного вкуса ребёнка, его языка. Чем меньше ребёнок, тем определённее должен быть ритм стихотворения, тем проще и художественные образы, которые в нём воплощаются, нельзя не удивляться той лёгкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждая же словесное произведение, усвоенное памятью ребёнка обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому – то, принимая в соображения необычайную лёгкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым в выборе стихотворения.
Вопросы заучивания, или, вернее, запоминание стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, что бы все стихи, предлагаемые детям, заучивались наизусть. Стихам отводится большая роль при организации литературных праздников, на которых при возможности, все дети выступают чтицами. Детям предлагается самим выбирать стихи которые они будут читать. Когда же должно начинаться знакомство со стихотворениями? Мы утверждаем: уже в дошкольном возрасте. Воспитывать литературный вкус детей, и развивать их язык нужно на лучшем. У Пушкина мы найдем стихи, для детей начиная с трё хлетнего возраста: о птичке, яблочке, кораблике, сороке, пчёлке, ветре. Раз, другой, мы ошибаемся, дадим кому – нибудь стихотворение преждевременно, но это меньшее зло, чем лишить творений Пушкина детей, созревших для их восприятия.
Мы считаем глубоко ошибочно мнение, что художественное поэтическое произведение, не понятное детям во всех своих художественные подробностях, во всех деталях содержания, не должно иметь к ним доступа. Это верно в отношении произведениям прозаическим сообщающим детям конкретные факты. Но это не верно в отношении художественным стихотворениям, преследующим другие цели. В них, дети должны понять общее главное.
Объект – театральная деятельность, как средство успешного запоминания стихотворений.
Предмет – формы организации общения (беседы, игровые ситуации, общение младших детей со старшими, и другие).
Гипотеза – технология успешного запоминания стихотворений будет эффективна при условии:
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Для обогащения словаря используются объекты ближайшего окружения: то, с чем дети сталкиваются дома, в детском саду, на улице. В современной действительности телевизор, видеомагнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребёнок научиться сидеть, его устраивают перед экраном, который всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом… Экран становиться главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет, смотрят на экран 28% часов в сутки, это около четырёх часов в день. Это намного превосходит время общения со взрослым. Такое время провождение устраивает в первую очередь родителей. Кажущееся первое впечатление о том, что в это время ребенок получает информационные впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации, обманчиво. Тем более это занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия. Такие как:
нарушение зрения,
здоровья,
испорченная осанке,
дефицит движения,
торможение психического развития.
В нашем исследовании нам было более интересно отследить одно из наиболее важных последствий –
отставание детей в развитии речи.
Последние исследования показывают, активные задержки речевого развития у детей дошкольного возраста. Это выражено в том, что:
1. дети поздно начинают говорить,
2. мало и плохо разговаривают,
3. их речь бедна и примитивна.
Как показали специальные исследования, 25% четырёхлетних детей страдают серьёзными нарушениями в речевом развитии. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений взрослого более чем в шесть раз.
Следует определить роль телевидения в развитии речи детей дошкольного возраста. Ребенок сидящий у экрана, постоянно слышит речь, тем не менее, экран телевизора не способствует речевому развитию. В своем исследовании мы рассматриваем речь –не как подражание чужим словам и не запоминание чужих штампов. К примеру. овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включён в диалог, причём, не только слухом и артикуляцией, но и всеми своими действиями, мыслями и движениями. Ответные высказывания ребёнка возникают исключительно на живую речь, адресованную именно ему. Отмечается, что речевые звуки, не обращённые к малышу лично не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Именно поэтому речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих слов. Видимо поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются только криками и жестами.
Встречи в детско–родительском клубе «Литературная гостиная» проходят в различных формах:
• тематические вечера;
• просмотры видеоматериалов;
• оформление стендов с фотоматериалами и др.
• инсценировки, драматизации, сочинительство.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, мы решаем следующие задачи:
- воспитание речевого слуха детей (фонематический слух, темп, ритм);
- формирование произносительной стороны речи (правильное произношение звуков, дыхание, голос, дикция);
- воспитание интонационной выразительности речи (умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, и тембра).
Окружая детей выражениями в разнообразных литературно-художественных формах, мы обеспечиваем, не только становление у него осмысленной правильной и красивой речи, но и обогащаем его внутренний мир и общее эмоциональное мировоззрение, воспитываем чувство красоты, аромат, самые тонкие оттенки слова.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта :
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к поэтическому художественному слову, обогащение детско-родительских отношений, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, как равноправных и равноответственных партнеров.
Задачи проекта :
1. Создать условия для познавательно-речевого и художественно - эстетического развития воспитанников;
2. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
3. Формировать навыки выразительного чтения, артистического умения у воспитанников;
4. Воспитать положительно-эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям у воспитанников и их родителей (законных представителей).
5. Привлекать родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству.
Этапы организации работы клуба
1 этап: подготовительный
Определение потребностей родителей (законных представителей) воспитанников в проведении детско-родительского клуба «Литературная гостиная» через собеседование и анкетирование.
2 этап: организационный
Составление плана работы детско-родительского клуба, утверждение положения о деятельности детско-родительского клуба и графика проведения детско-родительского клуба.
3 этап:
Работа детско-родительского клуба «Литературная гостиная».
Планируемые результаты.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к поэтическому художественному слову, обогащение детско-родительских отношений, Развитие артистизма, умение выразительно читать литературные произведения. Развитие творчества, сочинительства.
Для родителей:
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, как равноправных и равноответственных партнеров. Заинтересованность в чтении литературных произведений. Возникновение семейной традиции: чтение дома.
План работы клуба
2019 - 2020 учебный год
№ Мероприятие Участники
Форма проведения Сроки
1. Литературная гостиная
«Осенний калейдоскоп»
Дети, родители, воспитатели. Тематический вечер V неделя
Октябрь
3 Литературная гостиная
«День матери» Дети, родители, воспитатели. Конкурс чтецов IV неделя
Ноябрь
4 Литературная гостиная
«Новый год» Дети, родители, воспитатели. Тематический вечер IV неделя
Декабрь
5 Литературная гостиная
«Зимушка - красавица!» Дети, родители, воспитатели. Конкурс чтецов
IV неделя
Январь
6 Литературная гостиная
«Наша гордость - Родине служить!» Дети, родители, воспитатели. Тематический вечер IV неделя
Февраль
7 Литературная гостиная
«Пришла весна» Дети, родители,
воспитатели. Инсценировка сказки IV неделя
Март
8 Литературная гостиная
«Цветные нотки» Дети, родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Тематический вечер IV неделя
Апрель
9 Литературная гостиная
«День Победы» Дети, родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Конкурс чтецов IV неделя
Май
Выпуск книги «Стихи и сказки Почемучек»
Материально – техническое обеспечение
Организация детско-родительского клуба «Поэтическая гостиная» осуществляется в театральной гостиной, расположенного на втором этаже МБДОУ города Норильска № 68 «Ладушки» 2 корпус. Театральная гостиная оснащена современный оборудованием (телевизором, компьютер, магнитофон и др.). Воспитатели - методические пособия и материалы. Иллюстрации, видео, аудио материалы по темам.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.
2. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы : Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1991. - №4.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
4. Жуковская Р. И. Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1981.
5. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. - СПб., 2004.
6. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М., 2008
7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. - М., 2010
8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.