Марианна Шадуева
Проект «Детский сад, физкультура и спорт»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. П ЗОЛЬСКОЕ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Реализация долгосрочного образовательного проекта
«Детский сад, физкультура и спорт»
Тема
«Создание здоровьесберегающего пространства
для воспитанников
ДУО МКОУ «СОШ» с. п. Зольское
Шадуева Марианна Аминовна
старший воспитатель-2016
воспитатель-2017
2022-2023
Введение.
«Физическое образование ребенка есть база для всего остального.
Публикация «Проект „Детский сад, физкультура и спорт“» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,
без правильно поставленной физкультуры и спорта
мы никогда не получим здорового поколения». А. В. Луначарский
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым и успешным – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Проблема воспитания и развития здорового ребёнка в современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник.
Поэтому перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.
В связи с этим назрела необходимость создания проекта по физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками, который предполагает построение здоровьесберегающего пространства и активное вовлечение родителей в процесс воспитания здорового ребёнка.
Паспорт проекта.
Вид проекта : практико–ориентированный, открытый.
Участники проекта : сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители
Продолжительность:долгосрочный
Сроки реализации: 4 года
Этапы реализации проекта :
• 1 этап – Подготовительный.
• 2 этап – Диагностический.
• 3 этап – Практический.
• 4 этап – Обобщающий.
• 5 этап – Внедренческий.
Задачи:
модернизация комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ;
дальнейшее укрепление и сохранение здоровья воспитанников;
формирование у дошкольников интереса к занятиям физической культурой и спортом, потребности в физическом совершенствовании.
повышение профессионального мастерства педагогов детского сада и валеологической грамотности родителей по вопросам здоровьесбережения;
комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий всеми участниками образовательного процесса: педагогами, медицинским персоналом, администрацией детского сада, родителями
создание единой системы здоровьесберегающей деятельности с учётом потребностей и условий детского сада;
Предполагаемый результат:
• сформировать у детей потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом;
• снизить заболеваемость воспитанников посредством реализации инновационной здоровьесберегающей модели на 6 %;
• обеспечить не менее 80% от числа воспитанников ДОУ, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях детского сада;
• повысить педагогическое мастерство и квалификацию педагогов ДОУ, увеличить количество педагогов, аттестованных на 1 и высшую квалификационную категорию на 10 %;
• привести физкультурное оборудование в соответствие с нормами СанПиН и ФГОС к условиям реализации образовательной программы ДОУ.
Этапы работы по реализации проекта
o Подготовительный этап (организационный)
июнь – сентябрь 2016 год.
На первом этапе педагогический коллектив был ознакомлен с нормативными документами, также с целями, задачами, ожидаемыми результатами, основным содержанием, механизмами реализации данного проекта и темой пилотной площадки нашего учреждения «Создание здоровьесберегающего пространства для воспитанников ДОУ».
Здесь для нас было главное, донести основную идею о создании единого здоровьесберегающего пространства в ДОУ, ориентировать педагогов и специалистов детского сада на активную позицию взрослых в воспитании здорового ребёнка.
Далее была сформирована творческая группа, которая является координатором проекта. Создание творческой группы закреплено приказом директора, а функции, права, обязанности, документация и отчётность прописаны в положении о творческой группе ДОУ.
Отрадно отметить, что наша творческая группа была сформирована по личной инициативе каждого участника, в неё вошли наиболее заинтересованные и компетентные в данной проблеме сотрудники нашего детского сада : музыкальный руководитель, 8 воспитателей, старшая медицинская сестра.
Цель работы творческой группы:
объединить стремление педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование валеологической грамотности и потребности в здоровом образе жизни.
Основные направления работы:
• Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду (использование вариативной физкультурно-игровой среды в группах, физкультурном зале, спортивной площадке и участках ДОУ,
• Ресурсное обеспечение (материально-техническое оснащение и научно-методическое обеспечение педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников;
• Повышение профессионального мастерства педагогов детского сада;
• Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий;
• Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий всеми участниками образовательного процесса: педагогами, медицинским персоналом, администрацией детского сада, родителями.
Каждый член творческой группы имеет возможность вносить свой вклад в разработку инновационного проекта, ориентируясь на конечный результат всей работы. Коллективно-распределительная деятельность в творческой группе построена на основе горизонтального распределения всего объема работы:
Информационно-аналитическая деятельность (создание службы мониторинга; формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни, состоянию здоровья детей).
Мотивационно-целевая (разработка методов стимулирования).
Планово-прогностическая (участие членов коллектива в планировании оздоровительной работы; выделение показателей достижения целей).
Организационно-исполнительская (созданиекоординационного совета, работа медико-психолого-педагогической службы).
Контрольно-диагностическая деятельность (нацеленность системы контроля на конечный результат; использование различных форм общественного контроля: творческие отчеты, презентации, публичные выступления).
Регулятивно-коррекционная деятельность (создание проблемной группы по внедрению проекта, технологий).
o Аналитический этап (диагностический)
направлен на сбор необходимой информации (сентябрь – октябрь).
Основная цель данного этапа – анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы, разделений функций творческой группы по разработке инновационного проекта. Здесь для нас было важно не бояться обнажить определенные проблемы (как в рамках деятельности отдельных групп и педагогов, так и в работе всего учреждения в целом).
В детском саду работает 10 педагогов: старший воспитатель, музыкальный руководитель, 8 воспитателей. Физическое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться и обновляться. Поэтому одной из актуальных задач этого этапа стало осмысление накопленного опыта по проблеме здоровьесбережения, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.
В ДОУ разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы. Добиваемся высокого уровня адаптации детей к условиям детского сада. В детском саду составлено перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы с учётом региональных условий, разработан двигательный режим для каждой возрастной группы. Помимо традиционных, в план включены различные виды занятий: сюжетные, интегрированные, в форме круговой тренировки, состоящие из подвижных игр и эстафет, из серии: «История развития спорта», «Уроки здоровья». Используются современные методы и приё мы обучения: игровая ситуация, задания-схемы, алгоритмы, этюды на развитие двигательного творчества.
В каждой группе в соответствии с возрастом детей оборудованы физкультурно-игровые центры с разнообразным спортивным и нетрадиционным оборудованием, направленные на повышение двигательной активности детей, обогащение двигательного опыта, формирование навыков здорового образа жизни.
Одним из важных условий реализации проекта является создание и обновление предметно-развивающей среды. Использование вариативной физкультурно-игровой среды позволило усовершенствовать содержание двигательной деятельности дошкольников. Многообразие подбора и расстановки оборудования даёт возможность педагогам и детям продуктивно обыгрывать его в процессе физкультурно-оздоровительных занятий, а также в организованной и самостоятельной двигательной деятельности на прогулке и в помещении.
Вариативность физкультурно-игровой среды заключается
в создании новых условий:
в физкультурном, музыкальном залах, на спортивной площадке, игровых участков на улице;
за счёт смены переносного оборудования и использования новых для данной группы предметов и пособий, их рациональное чередование;
при проектировании различных игровых зон: для спортивных игр, для выполнения заданий на тренажёрах, для преодоления препятствий и т. д.
В детском саду оборудован физкультурный зал
с современным оборудованием:
• физкультурно-игровые модули (тоннели, детские комплекты для боксирования, полоса препятствий и др.);
• спортивный инвентарь (мячи и обручи разного диаметра и назначения, гимнастические палки, массажные дорожки для ног, фитболы, степ-платформы, и др.)
• нетрадиционное оборудование
Дополнительно в 2016 году приобретено:
• гимнастические мячи – 2 шт. ;
• инвентарь для центров здоровья в группах (2 массажных коврика).
Таким образом, комплексная система физкультурно-оздоровительный работы интегрируется в работе всего педагогического коллектива, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья дошкольников, хорошее физическое развитие воспитанников.
Но вместе с тем, творческая группа выявила ряд проблем:
недостаточная вариативность использования физкультурно-игровой среды в группах;
знания детей о гигиене, режиме, безопасном поведении часто не реализуется в практической деятельности;
наблюдается однообразие двигательной деятельности детей на прогулке;
многие семьи не ориентированы на самостоятельное физическое развитие детей, являясь лишь пассивными союзниками детского сада в формировании ЗОЖ;
преемственность физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и общеобразовательной школы.
На этом этапе творческая группа составила план работы на учебный год, включив в него необходимое методическое сопровождение (в соответствии с проблемными зонами).
Тема Ответственные Сроки
Заседание творческой группы по разработке проекта старший воспитатель Сентябрь
Мониторинг качества освоения программы старший воспитатель,
воспитатели Октябрь
Апрель
Обзор новинок методической литературы, передового педагогического опыта в области дошкольной педагогики, физической культуры и спорта. старший воспитатель,
В течение года
Смотр-конкурс «Физкультурно-игровая среда в группе» старший воспитатель,
воспитатели
Октябрь
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», в рамках недели «Школа здоровья» старший воспитатель
Ноябрь
Проблемные педчасы:
«Нетрадиционные методы закаливания дошкольников в практике работы ДОУ»
«Оптимизации двигательной активности дошкольников на прогулке» старший воспитатель,
медицинская сестра,
воспитатели
Октябрь
Март
«Педагогическая копилка» по обмену опытом «Использование активных форм работы с родителями по формированию здорового образа жизни» старший воспитатель
Декабрь
Консультация «Индивидуальная потребность ребёнка в движении» (гиперактивные дети) старший воспитатель
Январь
Смотр-конкурс участков «Зимний стадион» старший воспитатель
Февраль
Семинар-практикум «Гендерный подход в организации двигательной деятельности дошкольников» старший воспитатель
Февраль
Круглый стол «Детский сад и семья – единое здоровьесберегающее пространство» старший воспитатель,
педагоги и специалисты ДОУ
Апрель
Итоговое заседание творческой группы «Эффективность реализации проекта (плюсы, минусы, перспективы дальнейшей работы)» старший воспитатель
Май
o Основной этап (практический)
разработка комплексных мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта
октябрь 2022год – май 2023 год.
Здоровьесберегающее пространство отдельно взятого детского сада развивается в конкретных условиях, которые определяются множеством фактов: социокультурной средой микрорайона, уровнем квалификации педагогического коллектива, характером взаимоотношений «дети-взрослые», «дети-дети», «педагоги-родители», связи с другими образовательными, культурными учреждениями и организациями, медицинским обслуживанием, предметно-развивающей средой и т. д.
Практический интерес с нашей точки зрения представляет нетрадиционная модель построения здоровьесберегающего пространства, основанная на интеграции разных видов деятельности и активном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Наша модель представляет собой особый «город» с множеством объектов, каждый из которых отражает определённое направление работы со своими специфическими задачами.
Наш девиз: «Здоровью детей – высокий старт!»
o «Нескучный парк»
Выявив проблему с организацией двигательной деятельности детей на свежем воздухе, в наших участках появился «Нескучный парк», который представлен методическими разработками оздоровительных, сюжетных прогулок, картотекой подвижных игр, сценариями досугов на свежем воздухе.
o «Библиотека здоровья»
В «Библиотеке здоровья» в течение года мы провели обзор новинок методической литературы и передового педагогического опыта в области физкультуры и спорта, организовали проблемные педагогические часы: «Нетрадиционные методы закаливания дошкольников в практике работы ДОУ», «Оптимизация двигательной активности детей на прогулке», провели семинар-практикум «Гендерный подход в организации двигательной деятельности дошкольников»и родительское собрание в форме деловой игры «Растим здорового ребёнка».
o «Банк идей»
Отрадно отметить, что значительно вырос интерес и профессиональные компетенции наших педагогов в области физического воспитания. Это натолкнуло нас на мысль создания «Банка идей».
o «ФОК»
Всем известно, что спортивно-массовые мероприятия являются эффективным средством пропаганды здорового образа жизни. В нашем селе действует «ФОК», в котором дети могут принимать активное участие в физкультурных праздниках и досугах, легкоатлетических пробегах, спортивных турнирах и соревнованиях. На наш взгляд, главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании здорового ребёнка, способствовать повышению их физической и валеологической грамотности.
Воспитанники ДОУ – активные участники ежегодных районных спортивных мероприятий.
o «Галерея спорта»
Продуктивные виды деятельности позволяют детям отразить своё отношение к здоровому образу жизни. По их работам можно определить, какие виды спорта и какие моменты состязаний больше интересуют каждого ребёнка. При организации разнообразных физкультурных мероприятий помещения детского сада украшаются плакатами, рисунками и поделками детей и родителей, посвящённых здоровому образу жизни, физкультуре и спорту. В группах оформляются тематические выставки и фото-вернисажи: «Я здоровье берегу…», «Весёлый стадион», «Белый медвежонок – чемпион», «Спортивный калейдоскоп» и др. Дети и взрослые рассматривают работы, обсуждают сюжеты, обмениваются впечатлениями.
o «Брусничка представляет…»
Работа информационного агентства «Брусничка представляет…» направлена на распространение опыта работы детского по данной проблеме, популяризации здорового образа жизни и дальнейшее повышение валеологической грамотности всех участников образовательного проекта.
Опыт работы творческой группы по реализации данного проекта был представлен на семинаре.
На базе детского сада были проведены :
мастер-класс для инструкторов по физической культуре и воспитателей ДОУ «Вариативные формы повышения двигательной активности дошкольников»;
o «Фонтан достижений»
Выступления наших воспитанников на спортивных праздниках и участие соревнованиях являются важной мотивацией для дошкольников и эффективным средством пропаганды здорового образа жизни.
o «Диагностический центр»
Обеспечить воспитание здорового ребёнка можно только при условии организованного медико-педагогического контроля, что предполагает участие специалистов разного профиля.
Результаты медицинского обследования и индивидуальные рекомендации по вопросам физкультурно-оздоровительных и закаливающих мероприятий заносятся в тетради здоровья по каждой возрастной группе и доводятся до сведения воспитателей, контролируются в течение года.
Педагоги осуществляют педагогический контроль развития физических качеств воспитанников, который заключается в том, чтобы от одного возрастного периода к другому дети подошли с оптимальным уровнем физической подготовленности, отражающим их индивидуальные темпы развития. Важно проследить динамику индивидуальных показателей развития каждого ребёнка, поэтому наиболее эффективным методом оценки считаем прирост показателей двигательных навыков и физических качеств.
Текущие наблюдения проводятся воспитателями групп, старшим воспитателем, как в организованных формах работы, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.
Эффективность реализации проекта определяли :
• Мониторингом сформированности интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
• Диагностикой физической подготовленности дошкольников
• Оценкой темпов прироста показателей физических качеств старших дошкольников, которые в 2016-2017 учебном году составляют в среднем 18%.
• Повышением активности родителей, что подтверждено результатами анкетирования, посещаемостью физкультурно-оздоровительных мероприятий детского сада и города.
• Успехами воспитанников в районных спортивных мероприятиях.
• Стабильно низким уровнем заболеваемости
Работа над проектом продолжается. А значит, наше село будет расти и развиваться, в нём могут появляться новые объекты и обновляться уже имеющиеся.
На наш взгляд, новизна проекта заключается в том, что любой педагог или дошкольное учреждение может самостоятельно выбрать наиболее значимые объекты, исходя из своих возможностей и условий, построить здоровьесберегающее пространство для своих воспитанников.
Считаем, что такой творческий подход позволит нам обновить и модернизировать содержание имеющейся системы физкультурно-оздоровительной работы новыми инновационными идеями.
И в заключение хочется отметить, что развитие личности педагога, как и детей, происходит в деятельности, в процессе общения и накопления опыта. Участие в инновационной деятельности поможет всем педагогам донести до коллег свой успешный практический опыт, а значит повысить свою профессиональную компетентность.