Войтович Оксана Михайловна
Проект «Как сберечь красоту родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №19»
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«КАК СБЕРЕЧЬ КРАСОТУ РОДНОГО КРАЯ»
Старше-подготовительная коррекционная группа
Воспитатель:
Учитель-дефектолог:
г. Вышний Волочек
2019 г.
Актуальность:
Понятие Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Природа очень рано входит в жизнь ребенка. Формируя гуманное, познавательное отношение к природе, мы прививаем ребенку любовь к родным местам, стараемся достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем о будущем его Родины. Во все времена и у всех народов общение с природой, стремление понять, познать ее законы всегда рождало желание сделать свой край еще прекраснее.
Публикация «Проект „Как сберечь красоту родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
После наблюдений в природе дети с восхищением и любовью рассказывают о красоте природы родного края. А вот смогут ли наши дети через несколько лет любоваться красотой родного края? Этот вопрос должен задать себе каждый взрослый.
В силу своего возраста дети не задумываются над тем, что будет если пренебречь нормами поведения в природе, брать от природы все, ничего не отдавая взамен.
В настоящее время численность некоторых растений Тверского края сильно сократилась, другие стали редкими, а иные находятся на грани исчезновения. Только бережное отношение к природе поможет сохранить красоту родного края.
В результате проведённого исследования на основе анализа мы сделали вывод, что информированность наших детей и родителей о редких и исчезающих растениях крайне мала. И поэтому работу над этим проектом мы считаем крайне актуальной.
Гипотеза
Работа над проектом будет способствовать формированию у детей знаний о редких растениях Родного края, бережному отношению к природе, любви к своей малой Родины, будет содействовать активному участию родителей в педагогическом процессе по экологическому воспитанию детей.
Модель трех вопросов:
Что мы знаем?
Мама говорит, что у нас зеленый город. Это значит у нас много деревьев, кустов, цветов. Лика Р.
Я люблю все цветы. Много цветов растет на лугу. Я люблю собирать цветы в букет. Некоторых цветов много, а некоторых мало. Полина С.
Я люблю все цветы. Много цветов растет на лугу. Я люблю собирать цветы в букет. Некоторых цветов много, а некоторых мало. Полина С.
Есть такая Красная книга, в ней записаны растения и животные, которых очень мало.
Василина П.
Что хотим узнать?
А, что будет с нашим городом, если исчезнут растения? Сева Р.
Какие растения нельзя срывать? Стася Р
Какие растения нашего края занесены в Красную книгу? Милана А.
Как мы узнаем?
Узнать у родителей. Данил Д.
Посмотреть в интернете. Божена Д.
Прочитать в Красной книге. Рома А.
Спросить у воспитателей. София Н
Вывод:
• Дети любят свой город, проявляют большой интерес к растениям родного края.
• Знания о редких, исчезающих растениях отсутствуют, дети не имеют представления о причинах исчезновения растений.
• Родители не уделяют должного внимания воспитанию у детей любви к родному краю.
Виды работы:
Подбор книг о природе Тверского края, художественной литературы о растениях. Отбор информации об исчезающих растениях. Организованная деятельность. Совместная и самостоятельная деятельность. Создание уголка по проблеме проекта. Презентация проекта.
1 ЭТАП.
Цель:
Создать условия для воспитания у детей любви к своей малой Родине посредством знакомства с природой родного края. Познакомить детей с редкими растениями Тверской области. Продолжить работу по привитию детям экологически грамотного поведения в природе.
Задачи:
Образовательные:
• Изучить редкие растения родного края.
• Формировать знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности.
Развивающие:
• Развивать навыки наблюдательности, самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений.
• Развивать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца, проявлять инициативу.
• Способствовать развитию творческого потенциала.
Воспитательные:
• Воспитывать в детях любовь к своей Родине, любознательное, бережное отношение к природе родного края.
• Помочь осознать последствия губительных действий по отношению к окружающей среде посредством привлечения родителей к активному сотрудничеству в процессе совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
• Воспитание уважения и бережного отношения к природе родного края.
• Формирование знаний о Красной книге Тверской области.
• Систематизация знаний о редких и исчезающих растениях Тверской области.
• Формирование норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности.
• Пополнение предметно – развивающей среды дидактическими пособиями краеведческой и экологической направленности.
• Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с природой Вышневолоцкого края.
• Привлечение родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к краеведческому и экологическому воспитанию детей в процессе совместной партнерской деятельности педагогов, детей и родителей.
• Повышение качества образовательной среды.
Продукты реализации проекта :
«Красная книга», сделанная участниками проекта, выставка рисунков «Цветы Земли Вышневолоцкой», презентация «Редкие растения моей Родины», картотека «Правила поведения в природе»
Участники проекта :
Дети старше-подготовительной коррекционной группы. Воспитатель, учитель-дефектолог. Родители детей старше-подготовительной коррекционной группы.
Срок:12 марта – 22 марта
1 ЭТАП. Предварительная работа.
На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа совместно с родителями, педагогами и детьми:
- Погружение в проблему: показ презентации «Красная книга Тверской области», беседа «История Красной книги».
- Подобраны книги для групповой библиотеки, открытки, наглядно-дидактические пособия (совместно с родителями проведена акция «Подари книгу о природе детскому саду»).
- Подобрана и изучена методическая, научная литература по теме проекта.
- Подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры.
- Разработано содержание образовательной деятельности разных видов.
- Подобраны задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
- Подобран иллюстративный материал по редким и исчезающим видам растений из Красной книги Тверской области.
-Создана презентация «Редкие и исчезающие растения Вышневолоцкого края».
- Оформлен родительский уголок: размещена консультация, рекомендации по теме проекта.
2 ЭТАП. Разработка проекта
Обр. обл. Виды совместной деятельности
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
- Г. Х. Андерсен «Подснежник»;
- «Легенды о цветах»;
- И. Суриков «На лугу»;
- Г. Виеру «Одуванчик»;
- З, Александрова «Подснежник»;
- Ф. Троицкий «Отчего зацвел цветок…»;
- Т. Дмитриев «Послушные кувшинки»;
- М. Познанская «Ромашка»;
- М. Пришвин. «Разговор деревьев», «Золотой луг»;
- «Зеленая страна» Е. Серова;
- «Сказки матушки Земли» А. Лопатина, М. Скребцова;
- 1000 загадок и др.
Социально-коммуникативное Сюжетно-ролевые:
- «Спасатели»;
- «Мы – садовники»;
- «Цветочный магазин» и др
Познавательное развитие
- Изучение природоведческой и краеведческой литературы в том числе: Красная Книга «Растения Тверской области», «Вышний Волочек. Визитная карточка» Медведев С. В., «Там, где растет венерин башмачок» Самуйлов В. и другие (дома с родителями и в детском саду);
- Поиск информации в энциклопедиях (дома с родителями и в детском саду).
- Экологическая викторина совместно с родителями «Путешествие в природу».
- Разгадывание кроссвордов «Растения нашего края».
- Отгадывание загадок о растениях.
- Рассматривание иллюстраций цветов и их видового разнообразия в энциклопедиях.
- Просмотр мультфильмов и познавательного видео
Цель: воспитывать любознательность и осознание того, что просмотр мультфильмов – это не только развлечение, но и получение ценной информации и знаний.
- «На лесной тропе».
- мультфильм по произведению Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказочка про козявочку».
- Шишкина школа. Природоведение. Познавательное видео для детей «Луговые цветы» : детям о родной природе.
(дома с родителями и в детском саду вместе с педагогами).
- Прослушивание аудиозаписи со звуками природы.
«Игровая деятельность» (многие дидактические игры сделаны родителями совместно с педагогами).
- «Сравни»;
- «Правила поведения в природе»;
- «Составь картинку и назови растение»;
- «Собери цветы в вазу»;
- «Найди цветок по описанию»;
-«Четвертый лишний»;
-«Я знаю пять названий цветов»;
- «Что было бы, если из леса исчезли…»;
- «Садовые и луговые цветы. Парочки»;
- «На лесной тропинке»;
_ «Ботаническое лото»;
- «Какого растения не стало?».
Художественно-эстетическое развитие
Музыкальная деятельность:
- Ю. Антонов «Не рвите цветы»;
-В. Моцарт «Цветы»;
- П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»;
- Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа»;
- М. Протасов «Одуванчики» и др.
Изобразительная деятельность
- Рисование экологических знаков в поддержку исчезающих растений;
- Рисование: «Цветочный калейдоскоп», «Мой любимый цветок», «Дорисуй растение»; «Цветы из Красной книги».
- Аппликация: Декоративное панно – «Букет в подарок маме», «Растения нашего края»;
- Лепка: «Цветы-цветочки.»;
- Создание групповой Красной книги Тверской области.
Создание уголка «Мой край» :
Карта Тверской области, «Красная книга», художественная и познавательная литература о растениях, иллюстрации растений Тверской области, альбом рисунков «Растения нашего края», настольные игры по теме проекта. Знаки «Правила поведения в природе».
3 этап. Реализация проекта.
4 этап. Презентация проекта.
Познавательное развлечение для детей и родителей детского сада «Люблю тебя мой край родной»
Итоги работы.
Модель трех вопросов:
Что мы узнали?
Все растения на свету выделяют кислород. Рома А.
Красная книга – это книга в которой записаны исчезающие виды растений и животных. Леша С.
С ка Венерин башмачок, сон-трава, белая кувшинка и другие растения занесены в Красную книгу Тверской области. Лика Р. ждым годом растений на Земле становится все меньше и меньше. Полина С.
Растения нам нужны для того чтобы любоваться их красотой. Если мы сохраним редкие растения нашего края, то люди будут приезжать любоваться на них. Стася Р.
Что нас удивило?
В лесу дышится легко, потому что там много растений. Сева Р.
Венерин башмачок растет очень медленно. Владик К.
Сон - трава красивое, но ядовитое растение. Данил Д.
Кувшинка на ночь закрывается и прячется под воду. Божена Д.
Кувшинка самый крупный цветок наших мест. Милана А
Что понравилось?
Очень понравилось слушать рассказы про цветы наших мест. Ваня М.
Интересно было рассматривать книгу «Там, где растет венерин башмачок». Василина П.
Рисовать цветы, которые растут в наших местах. Маша В.
Разыгрывать сценки по сказкам и мифам о цветах. Василиса А.
Рисовать знаки по правилам поведения в природе. Владик К.
Достигнутые образовательные результаты и эффекты.
Реализация проекта прошла успешно. Все поставленные цели и задачи были выполнены в полном объёме.
В результате проведённых мероприятий у детей значительно расширился кругозор в области знаний о редких растениях родного края. Благодаря разным формам работы и видам деятельности по данной теме, дети прочувствовали красоту и, главное, увидели хрупкость окружающей природы; сделали вывод, что природа-родной дом для всего живого и этот дом нужно защищать, беречь и охранять, как свой собственный дом.
Удалось довести до понимания детей мысль о том, что, оберегая природу родного края мы тем самым сохраняем красоту своей Родины.
В сотрудничестве с родителями пришли к единому выводу: воспитывая в детях чувство любви к природе Вышневолоцкой Земли мы, взрослые, вносим неоценимый вклад в возрождение и процветание нашей Родины.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Участникам проекта очень интересно :
• узнать о других исчезающих растениях, побывать в тех местах, где они растут сфотографировать и сделать зарисовку.
• продолжить работу над созданием групповой Красной книгиТверской области, создать сборника основных экологических правил поведения в природе, чтобы люди знали, как вести себя на природе, чтобы не навредить ей.