Алёна Соболева
Проект для детей 3–6 лет «Деревья нашего села»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Деревья нашего села»
Соболева Алёна Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МКОУ «Каменная СОШ» с. Пальяново.
Паспорт проекта.
Название проекта : «Деревья нашего села»
Участники проекта : воспитатель, дети разновозрастной группы, родители
Публикация «Проект для детей 3–6 лет „Деревья нашего села“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Мое село, мой поселок
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Направление проекта : познавательно – исследовательский, краткосрочный
Направления проекта, близкие к теме: социализация, коммуникация, художественное творчество, речевое развитие
Целевая аудитория: ориентирован на возраст 3 – 6 лет
Цель проекта : изучение жизни деревьев их взаимосвязи в природе, а так же природы охранная деятельность.
Задачи:
Образовательные:
• Изучать взаимодействие дерева с окружающим миром.
• Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
• Формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение
Развивающие:
• Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к окружающей природе, желание проявлять заботу
8. Вопросы проекта :
• Как зовут тебя, дерево?
• Какие у тебя семена?
• Какого роста ты будешь, когда станешь взрослым?
9. Ресурсы проекта : информационный, методический
10. Необходимое оборудование: иллюстрации, книги
11. Актуальность: реализуя проект, «Деревья нашего села», у детей будет развит интерес к представителям растительного мира, деревьям; трудовой навык и умение по уходу за живыми объектами, сформирован разный подход детей к природе (природоохранный, эстетический, гуманный и познавательный)
12. Предполагаемый результат: создание экологического альбома вместе с родителями «Деревья нашего села», выставка «Лесные скульптуры»
Этапы работы над проектом :
1 этап. Подготовительный. Продолжительность 1 неделя.
Цель Форма работы Результат
Заинтересовать детей и родителей проекта Беседа «О деревьях» Выявили представление детей о деревьях и отношение к ним
Подобрать литературу и наглядный материал по теме Совместная поисковая деятельность Подобрана литература и материал по теме
2 этап. Основной. Продолжительность 1 неделя
Цель Форма работы Результат
Расширить представление детей о деревьях, растущих на территории детского сада Наблюдение: «Какие деревья растут в нашем селе?» Дети получили представление о деревьях, растущих в селе, их строении, внешнего вида
Научить детей находить сходства и отличия коры деревьев Исследовательская деятельность «Рассматривание, сравнение коры дерева» Дети получат необходимые знания в ходе исследовательской деятельности
Научить детей находить сходства и отличия в семенах деревьев Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение семян деревьев» Дети получат необходимые знания в ходе исследовательской деятельности
Учить сравнивать и составлять рассказ о дереве Дидактические игры : «Сравни» Дети научились сравнивать и составлять небольшой рассказ о дереве
Определять лишний предмет Д. и. : «Что лишнее» Дети научились определять лишний предмет
Указывать плод растения Д. и: «Назови плод» Дети научились узнавать и называть плоды растений
Находить дерево по описанию Д. и: «Найди свое дерево» Дети научились находить дерево по описанию
Научить детей рисовать березу Рисование «Береза» Дети научились рисовать березу в разное время года
Научить детей составлять панно из осенних листьев Аппликация «панно из осенних листьев» Дети научились составлять панно из осенних листьев
3 этап. Заключительный. Продолжительность 3 дня
Цель Форма работы Результат
Закрепить элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе; систему жизнеобеспечения дерева Занятие «Деревья наши друзья» У детей сформированы элементарные представления о жизни деревьев, системе жизнеобеспечения, об их красоте и пользе
Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей и родителей от участия в выставке Выставка работ родителей и детей «Лесные скульптуры» У детей и родителей сформировалось хорошее впечатление от выставки
Описание продукта: выставка «Лесные скульптуры»
В ходе проекта, родителям и детям было предложено участие в выставке «Лесные скульптуры». Работы были изготовлены из природного материала. Родители и дети проявили фантазию, творческое воображение, умение неординарного подхода к делу. У детей и родителей были созданы положительные эмоции от полученных впечатлений.
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Этапы работы над проектом
3. Описание продукта
Литература:
1. «Мудрость дерева» А. Лопатина
2. «Жизнь дерева» А. Лопатина
3. «Зеленая страна» Е. Серова
Приложения 1.
Наблюдение: «Какие деревья растут в нашем селе?»
Ход наблюдения:
1. Как зовут тебя дерево? (Обнять, погладить кору. Послушать, что дерево ответит.)
2. У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? (Рассмотреть и ответить.)
3. Для чего людям нужны ноги и руки? Дереву листья, ствол, кора.
4. У детей есть знакомые : друзья, соседи. А у дерева?
5. Кто бегает, растет рядом с ним, прилетает к нему?
6. Наблюдение за окружением дерева. Порассуждать, нравятся ли дереву его соседи? Почему?
Приложение 2.
Исследовательская деятельность:
«Рассматривание, сравнение коры дерева» :
1. Рассмотреть какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая, толстая, тонкая).
2. Понюхать кору.
3. Для чего нужна кора дереву?
«Рассматривание и сравнение семян деревьев» :
1. На что похожи семена?
2. От какого дерева эти семена?
Приложение 3.
Занятие «Деревья-наши друзья».
Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, осиновая роща,
Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний парк, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.
Ход занятия:
-Ребята! Сегодня мы с вами пойдем в парк гости к друзьям.
-Наши друзья - это деревья!
-Посмотрите, в парке много старых, высоких деревьев.
-Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»
( Дети: кедр, береза, ель, сосна, рябина, верба, тополь.)
Рассказывает Варвара (читает стихотворение «Строение дерева» С. А. Васильева) :
«Дерево могуче, дерево сильно,
Ведь в земле корнями оно закреплено.
Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:
Ствол - дереву опора, убегает ввысь.
Ты потрогай твердую древесную кору.
Надежно защищает она дерево в бору.
Создают прохладу под деревом листочки,
Они весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись,
Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»
-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (у дерева есть корни, ствол, ветки, листья) - Чем покрыт ствол дерева? (ствол покрыт корой)
- Для чего нужны дереву корни, кора? (через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). - Молодцы!
Правильно назвали строение дерева.
-А это что за дерево?
Рассказывает Алена:
«Под окошком вырос тополь вековой, Летом он зеленой шелестит листвой. По городу гуляя, встретишь его пух. Над улицей несутся сотни белых мух».
(С. А. Васильева.)
-Для чего нужны деревья? (листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Таким образом, они очищают воздух)
-Как называются деревья, на которых растут иголки? ( Дети: хвойные деревья.)
-Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр)
Рассказывает Артур:
Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие, Под тучами могучими.
- А что говорят в народе о сосне? («Сосна там красна, где взросла», «Всякая сосна своему бору шумит»)
-Как выглядит сосна?
(Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна размножается шишками.)
-Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из осенних листьев. (Дети собирают листья)
-Как много красивых листьев собрали!
-А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)
-Какая красивая тропинка получилась!
-Вам нравится ребята? (ответы детей)
-Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)
Рассказывает Миша:
В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
(С. А. Васильева)
-Какого цвета листья на березе? (золотисто-желтые)
-у какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
(у березы)
-у каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (у березы)
-Какое значение имеет - листопад?
(подготовка к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)
Физминутка «Во дворе стоит сосна» :
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
-А сейчас, отгадайте загадки:
1. В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)
2. Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
3. Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки)
-Если в роще растут березы, как называется эта роща? (березовая роща.)
-А если в роще, растут дубы? (дубовая роща)
-Какие еще бывают рощи? (осиновая роща, липовая роща)
Предложить детям поводить хоровод «Во поле береза стояла». Вот и закончилось наше занятие.
-Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»
-До новых встреч! До свидания!
Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.