Марина Острецова
Проект «Деревенское подворье»
▼ Скачать + Заказать документы
Макет «Деревенское подворье»
Воспитание любви к своей Родине – это продолжительный процесс, он должен быть ненавязчивым и постоянным. Начинаться этот процесс должен обязательно в период дошкольного детства. Именно дошкольное образование становится сейчас первоосновой для формирования познавательно – нравственных, патриотических ценностей у детей дошкольного возраста через изучение исторического наследия своего народа.
Публикация «Проект „Деревенское подворье“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Осознавая важность этого вопроса, пришла к выводу, что приобщение ребенка с детства к истории и культуре родного края является важным аспектом в его развитии. Знакомство с наследием родного края пробуждает в ребенке интерес к своей малой родине. Ребенок начинает осознавать себя частью истории своего края, у него появляется чувство уважения к его традициям и обычаям своего народа.
Формы и приемы работы в этом направлении разнообразны. Одно из них – краеведческая работа с детьми. Именно эта форма работы стала мне интересна.
Начиная работу по краеведению, побеседовав с детьми и родителями, выяснила, что им нова и интересна тема русской истории, русского быта, искусства. Но они не владеют достаточным уровнем знаний, практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах.
Поэтому первым делом мы с детьмипосетили краеведческий музей, познакомились с предметами быта и жизни крестьян, экскурсия проведенная сотрудниками, так захватила моих воспитанников, что я долго еще слышала, от детей вопросы: «Зачем? Почему? Для чего?»
Дошкольники лучше всего запоминают информацию в игре, когда у них есть возможность манипулировать предметами. Поэтому нам пришла идея создания проекта «Деревенское подворье».
Цели проекта :
Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре родного края через ознакомление с традиционным деревенским бытом;
создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
Задачи:
• Развивать познавательную активность детей: умение принимать и выдвигать познавательные задачи, предположения, отбирать способы действий, действовать по плану, анализировать, делать выводы.
• Учить сравнивать и выделять предметы быта, костюмы, изделия народных промыслов, архитектурные формы, характерные для русского народа.
• Учить создавать декоративные изображения по мотивам русских народных промыслов, создавать постройки, макеты, отражающие старинный стиль характерный для русской деревни.
• Формировать представления о специфике традиционной русской избы, ее убранстве, предметах быта, о дворовых постройках и их назначением, с особенностями строительства.
• Систематизировать представления о труде крестьян.
• Познакомить с ролью домашних животных в жизни человека, воспитывать бережное, заботливое отношение к животным.
• Воспитывать добропорядочность, любовь к своей малой родине.
• Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя создание поделок, газет и другие форм работы.
Проект реализовывался в 3 этапа
I этап – предварительная работа
1. Ознакомление с опытом работы других педагогов по данной проблеме, методической литературы.
2. Подбор материала и оборудования.
3. Подбор материала для ознакомления родителей.
Чтобы изготовить макет необходимо знать, как выглядит деревенское подворье, изба и многое другое. Поэтому на 2 этапе
- проводили с детьми беседы «Изба и еёубранство», «Быт крестьян», «Русский колодец»;
- читалирусские народные сказки «Морозко», «Каша из топора», «По щучьему велению», учили пословицы, поговорки, заклички, отгадывали загадки.
- смотрели мультфильмы и кинофильмы по мотивам р. н. с. «Никита Кожемяка», «По щучьему велению», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди», «Хаврошечка»
- видеоэкскурсии «Путешествие по Русской избе»,«Деревенское подворье»
- играли в дидактические игры: «Найди пару», «Народы России», «Зодчие»
- составили альбом рисунков и аппликаций «Предметы старинного быта»
- оформили выставки «Деревенская утварь», «Русский колодец»
- наблюдали за домашними животными
- лепили детали макета (деревенскую утварь, посуду)
- конструировали русскую избу
- шили народных кукол
Проводилась работа с родителями:
1. Консультация «Приобщение ребенка к русским традициям».
2. Участие в подготовке выставке «Деревенская утварь».
3. Совместные экскурсии.
4. Совместное изготовление деталей макета.
Результатом 2 этапа было изготовление макета «Деревенское подворье» совместно с детьми и родителями.
Макет «Деревенское подворье» - это функциональное дидактическое пособие дающее детям возможность познакомится с крестьянским бытом, в игровой форме узнать о жизни домашних животных (что едят, где живут, учиться за ними ухаживать и проявлять заботу.
Макет в себявключает жилой дом, со съемной крышей, что позволяет не только увидеть внутреннее убранство избы (красный угол, русская печь, лавка, стол, кровать)и деревенскую утварь (ушат, ухват, лопата, посуда, жернова, кочерга и другое, но и организовать сюжетно-ролевую игру.
Колодец- точная копия деревенского колодца с вращающимся частями сборно-разборный, к нему изготовлены ведра, коромысло.
Рядом с колодцем расположен огород, в котором можно садить, поливать, собирать овощи;
сарай для домашних животных, собачья конура, фигурки домашних животных, пальчиковые куклы (хозяин, хозяйка и члены их семьи).
Вся территория подворья огорожена забором.
Макет дополнил развивающую предметно-пространственную среду группы, используется в организованной образовательной деятельности, а так же в самостоятельной детской деятельности.
Использование макета в образовательной деятельности даёт возможность для «погружения» детей в прошлое родного края, удовлетворяет познавательный интерес к окружающим объектам, а также восполняет отсутствие необходимого наглядного материала. Макет можно использовать в индивидуальной работе с детьми, в непосредственно образовательной деятельности, в различных беседах,при чтении стихотворений и отгадывании загадок, составлении рассказов.
В самостоятельной игровой деятельности может играть как один ребенок, так и несколько детей, объединившись по интересам. В процессе игры с макетом у детей развивается замысел, сюжет игры, они общаются друг к другу, распределяют роли.
Макет вариативный, доступный и безопасный в применении.
III этап – итоговый.
1. Подведение итогов проекта.
2. Игровая и театрализованная деятельность детей с использованием макета «Деревенское подворье».
3. Представление опыта работы перед родителями, педагогами на различном уровне.
Планируем дальнейшее развитие проекта
Создание уголка «Деревенское подворье» на территории детского сада.
В результате реализации проекта и использование макета
Дети:
- имеют первичные представления о народной культуре родного края, называют основное население России - русским народом, знают национальный костюм и называют детали одежды, выделяют особенности быта русского народа в прошлом: «русские крестьяне жили в деревянной избе, где есть «красный угол», «русская печь»;
- узнают и называют кухонную утварь: самовар, чугунок, чашка, половик, ухват; предметы обихода: коромысло, лохань, ушат, рушник, умывальник; мебель: лавка, лежанка;
- выделяют особенности старинной архитектуры: изба, ворота, колодец, ворот, крыльцо, конек, наличники;
- имеют представления о роли домашних животных в жизни человека
- родители привлечены к краеведческой работе
Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения.