Светлана Бельских
Проект «День Победы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93 общеразвивающего вида «Солнечные лучики» г. Владивостока»
ПРОЕКТ
«День Победы»
Подготовила: Воспитатель 1 категории
Журавель В. В.
Владивосток, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект был разработан с учетом ФГОС, в рамках реализации программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Великая Отечественная война — это духовный подвиг наших отцов,
Публикация «Проект „День Победы“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни наших детей, ни России. В доступных для детского возраста границах необходимо подчеркнуть важность знакомства дошкольников с тем, что война - это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно научиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В связи с этим перед педагогами ДОУ стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта : познавательно – информационный, коллективный.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : март-апрель 2020 года.
Участники проекта : Воспитатель Пановская Л. В., дети старшей группы (5-6 лет, музыкальный руководитель, родители.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие» (рисование, аппликация, музыка).
АКТУАЛЬНОСТЬ
Патриотическое чувство-это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно– патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Проблемная ситуация
Результаты анкетирования родителей и анализ предметно - развивающей среды по ознакомлению детей с историей России в период ВОВ определили следующие проблемное поле:
1. Большинство опрошенных родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания.
2. В ДОУ создано недостаточно материалов для формирования у детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней.
3. Недостаточно атрибутов для обыгрывания детьми в сюжетно-ролевых играх из этого периода;
4. Недостаточно материалов о героях ВОВ и о местах воинской славы г. Владивостока.
5. Дети мало знают о событиях Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов, о подвигах советских солдат.
6. Не понимают значение слов данной тематики и не употребляют их в процессе общения.
ЦЕЛЬ:
воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Формировать представления детей о событиях ВОВ.
- Познакомить детей с понятиями: «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа».
- Формировать представления детей о разных родах войск:
«пехота», «танкисты», «моряки», «летчики».
- Учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.
- Подвести к восприятию художественных произведений о войне; учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне.
- Развивать связную речь.
- Активизировать словарь детей: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т. д.
- Учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстрации.
- Побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла.
- Развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности.
- Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.
- Творческие умения и способности.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства.
- Побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно- творческой и игровой деятельности.
- Воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины- защитники.
Формы организации проекта
- Беседы.
- НОД.
- Создание и показ презентаций.
- Музыкальный праздник.
- Физкультурный досуг.
- Экскурсии.
- Мини-выставки.
- Коллекционирование.
- Консультации для родителей.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети:
- Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны.
- Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны.
- Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
- Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
- Создание рукописной книги об участниках ВОВ – близких и родных воспитанников, сотрудников ДОУ.
Родители:
- Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ.
- Повысить уровень ответственности за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Практическая значимость
Проект «День Победы» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной. Реализация проекта позволит не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско- патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
1. Концептуальный этап:
- Выбор темы проекта, обоснование ее актуальности, формулирование цели и задач, прогнозирование результатов.
2. Подготовительный этап:
- Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы.
- Анкетирование родителей на тему: «Патриотическое воспитание в вашей семье».
- Подбор картин, иллюстраций на военную тематику.
- Создание презентаций на военную тематику.
- Подбор художественной литературы, музыкальных произведений.
- Подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр.
- Планирование продуктивной деятельности.
- Работа с родителями.
3. Основной этап:
Беседа, НОД, презентация - Был великий день Победы.
- Какие бывают войска.
- Военная техника.
- Ордена и медали.
- Города-герои.
- Памятники павшим воинам (в том числе и памятные места нашего города).
- Дети – герои войны.
- «Мой дедушка - солдат».
- «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки».
- «Георгиевская лента – символ Дня Победы».
Чтение художественной литературы: - З. Александрова «Дозор».
- Я. Аким «Земля».
- А. Неход «Летчики».
- Е. Карасев «Город-герой».
- А. Усачёв «День Победы».
- Л. Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль», «Памятник солдату».
- Е. Благинина «Шинель».
- С. Баруздин «Точно в цель», «За Родину».
- А. Агебаев «День Победы».
- А. Митяев «Мешок овсянки».
- О. Высоцкая «Салют».
- Ю. Коваль «Алый».
- Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, о воинском долге.
Картины для бесед с детьми: - И. Евстегнеев «Под Сталинградом».
- И. Тоидзе «Плакат военных лет «Родина-мать зовет».
- П. Кривоногов «Победа», «Защитники Брестской крепости»,
«Поединок».
- С. Герасимов «Мать партизана».
- А. Локтионов «Письмо с фронта».
- А. Меркулов «Салют Победы».
- Ю. Непринцев «Отдых после боя».
- Г. Марченко «Начало разгрома…».
- Ю. Трузе «Переправа советской артиллерии через Днепр».
Прослушивание музыкальных произведений: - «Военный марш» - Г. Свиридов.
- «Марш» - Д. Шостакович.
- «Катюша» - муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский.
- «День Победы» - муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонов.
- «Юнги» - муз. Е. Шмаков.
- «Яблочко» - муз. Р. Глиэр.
- «Три танкиста» - муз. Дм. и Дан. Покрасс, сл. Б. Ласкин).
- «Бравые солдаты» - муз. В. Соловьев-Седой, сл. М. Матусовский.
- «Гимн России» - муз. А. Александров.
- «Марш Победы» - М. Старокадомский.
- «Ты не бойся, мама» - муз. М. Протасов, сл. Е. Шкловский.
- «Нам нужна одна победа», автор Б. Окуджава.
- «Не стареют душой ветераны» - муз. С. Туликов, сл. Я Белинский.
- «Пусть всегда будет солнце», «Солнечный круг», «Здравствуй мир»- муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин.
Сюжетно-ролевые игры: - «Моряки».
- «Пограничники».
- «Лётчики».
- «Танкисты».
- Игры с дидактической игрушкой (солдатиками).
Дидактические игры: - «Как называется военный…».
- «Узнай и назови боевую технику».
- «Назови город – герой».
- «Что лежит у солдата в вещевом мешке».
Подвижные игры: - «Кто быстрее?».
- «Сапёры».
- «Перевяжи раненого».
- «Кто самый меткий?».
- «Чей отряд быстрее посадит самолеты?».
- «Будь внимательным».
- «Доставь патроны».
- «Салют».
Экскурсия в детскую
библиотеку: - Рассматривание экспозиции детских книг на тему ВОВ.
Продуктивная деятельность
Рисование - «Солдат на посту».
- «Праздничный салют».
- «Самолеты в небе».
Аппликация - Георгиевская лента.
- Праздничная открытка «9 мая».
- «Парашютисты».
- Составление коллажа «Военная техника».
Лепка - «Звезда», «Медаль героя».
- «Самолет».
- «Вечный огонь Победы».
- «Солдат».
- «Танк».
Конструирование из
бумаги - «Самолёт».
Физическое
развитие - Спортивная игра «Зарница».
Экскурсия - По памятным местам города Владивостока и возложение цветов к
«Вечному огню».
Работа с родителями: - Консультации (папки-передвижки);
«Георгиевская лента – символ Дня Победы»;
«Патриотическое воспитание детей в семье»;
«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ?».
- Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
- Создание родителями альбомов:
«Дети – герои войны»;
«Города-герои»; «Военная техника».
4. Заключительный этап:
- Итоговое мероприятие: «Утренник, посвященный Дню Победы».
- Встреча с ветеранами (праздничный концерт, вручение цветов и подарков).
- Выставка детских работ.
- «Навек запомни» - оформление совместно с детьми и родителями стенгазеты.
- «Пусть будет мир на всей земле» - конкурс рисунков на асфальте.
- Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта Методическая литература:
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2004.
3. Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М. : ТЦ “Сфера”, 2004.
4. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М. : ТЦ “Сфера”, 2006.
5. Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М. : Аркти, 2005.
Информационные ресурсы
- Интернет.
- Библиотека методического кабинета ДОУ.
Родительская помощь
- Изготовление костюмов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
- Подбор игрушек, художественной литературы.
- «Навек запомни» - оформление совместно с детьми и родителями стенгазеты.
- Создание родителями альбомов: «Дети – герои войны», «Города-герои», «Военная техника».