Данилова Елена Сергеевна
Проект «Давайте жить дружно!»
▼ Скачать +Заказ
Вид проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (ноябрь).
Участники проекта : педагог-психолог, дети старшей группы.
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Актуальность:
Публикация «Проект „Давайте жить дружно!“» размещена в разделах
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложняем в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентристы, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферы их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Цель:
Повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
Задачи:
- Создание условий, обеспечивающие свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.
- Развитие навыков бесконфликтного общения, продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
- Формирование нравственного поведения, воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым.
- Формирование способности ребёнка договариваться, уметь выражать свои мысли и желания, использовать речь для передачи своих мыслей, чувств, желаний.
Содержание проекта
Блок 1. Формирование у ребё нка следующих умений:
- представление о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе;
- знание о средствах выражения различных эмоциональных состояний;
- понимание ребёнком знания эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей;
- умение регулировать свои отрицательные эмоции.
Блок 2. Обучение этически ценным формам и способам во взаимоотношениях с другими людьми, способам ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребёнка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищённости.
Блок3. Формирование нравственного поведения в повседневной жизни.
Дать понятие о парных качествах (добрый-злой). Формирование положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.
Методические приёмы, используемые в проекте :
- словесные и подвижные игры;
- проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств;
- рисование;
- беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
- проблемные ситуации;
Проект реализуется в три этапа:
1-й этап – диагностический.
2-й этап – коррекционно-развивающий.
3-й этап – контрольный.
Проект условно разделё н на три блока:
Блок 1. Развитие эмоциональной сферы.
Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.
Блок 3. Знакомство с моральными чертами характера.
Необходимым условием эффективности проекта является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием проекта реализуется в трёх направлениях.
1 Педагог-психолог – родители.
Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. В работе с родителями используются следующие направления:
- индивидуальные консультации;
- групповые консультации;
- размещение информации в «уголок для родителей»;
Итогом проведённых мероприятий должен стать выработка единого подхода к воспитанию детей.
2 направление педагог-психолог – педагоги группы.
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам. Приоритетные задачи:
- ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
- обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определёнными трудностями;
- помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребёнка.
Проведение индивидуальных консультаций семинаров-практикумов, тренингов по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания.
3 направление педагог-психолог - дети
Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специального организованных занятий, а также участии психолога в играх детей.
Цели:
1 Коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей.
2 Развитие социально-эмоционального благополучия ребёнка через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности.
Задачи:
1 Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
2 Формирование установки «Я - хороший, ты – хороший».
3 Овладение ребёнком «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.
4 Формирование способности эмоциональной саморегуляции.
Тематический план
№ Тема Программное
содержание Методические
приёмы Обеспе-
чение
1 Каждый привлекателен по своему Ознакомление ребёнком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости. 1Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи.
2Игра «Назови ласково»
Цель: развивать позитивное самовосприятие. Ход: ребёнок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.
3Рисование. Автопортрет.
4Беседа по рисункам Краски, карандаши, мелки. Бумага разного формата
Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу. 1Беседа о том, как можно показать другому, что он хороший.
2Игра «Комплимент».
Цель: развитие умения выражать своё отношение к другому через слово, действие.
3Игра «Газета».
Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения. Ход: на пол кладётся газета, на ней должны поместить 4 ребёнка, затем газета сворачивается пополам, потом ещё. Задача детей, как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете Газета
2 Я + Ты = Мы Развивать чувство принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия 1Схематическое рисование правил «хорошего» общения: помогай друзьям; делиться с ними; умений остановить друга, если он делает что-то нехорошее; не срывай злость на других; не ссорься по пустякам; не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам.
2Беседа по рисункам.
3Игра «Прикосновение» Бумага, карандаши, доска, мел
Развивать чувство принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия 1Игра «Молекула». Ход: дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.
2Игра «Комплимент»
3Рисование «Моя группа»
Развивать чувство принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия 1Игра «Комплимент».
2Игра «Колокольчик».
Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребёнок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.
3Игра «Ток». Ход: дети стоят в кругу, держатся за руки и пожимают их – передают ток
Создание коллажа «Наша группа» Рисование карандашами
3 Волшебные средства понимания Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастном отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей 1Игра «Я чувствую…» Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребёнок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.
2Игра «Молекула».
3Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу «Пойдём играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно Карточки с изображением эмоций по количеству детей
Развитие умения принимать настроение других людей. Описание своего настроения, обогащение опыта, обогащения опыта самоконтроля. 1Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики.
2Изготовление масок.
3Игра «Маски». Ход: ребёнок, одев маску, передаёт настроение этой маски. Бумага, краски, карандаши, мелки, шнурочки
Развивать чувство принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия 1Игра «Руки». Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться руками, поссориться руками, помириться руками.
2Игра «Ниточка с иголочкой».
3Игра «Я чувствую…»
4 Настроение Описание своего настроения, обогащение опыта, обогащения опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей 1Игра «Лото настроение».
2Рисование «Моё настроение».
3Беседа по изображениям эмоций Краски, бумага, карточки-лото, карточки с изображением эмоций
Учить управлять своими эмоциями 1Упражнение «Возьми себя в руки».
2Упражнение «Лев».
3Игра «Создай марионетку» Заготовки марионеток по количеству детей
5 Волшебная линия Обогащение опыта реагирования эмоциями. Упражнение в регулировании эмоций 1Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся Бумага, краски
Учить управлять своими эмоциями 1Беседа по рисункам.
2Игра «Нехочуха».
3Игра-релаксация. «Волшебный слон»
6 Я хороший, я-плохой Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера 1Игра «Наоборот».
Ход: дети сидят в кругу, тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый-злой.
2Сказка «Чертёнок».
3Игра «Собаки бывают». Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки Мяч
Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. 1Игра «Я умею».
Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребёнок называет как можно больше того, что он умеет.
2Игра-релаксация «Цветная поляна». Ход: детям предлагается представить себе цветочную поляну, найти свой цветок и хорошо его рассмотреть.
3Рисование цветка Мяч, воск, бумага, краски
7 Любимые сказки Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отработка собственных чувств 1Игра «Назови героя». Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.
2Игра «Сказка наоборот». Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать.
3Рисование «Письмо любимому герою» Мяч, воск, бумага, краски
8 Вместе веселее Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других 1Игра «Бумажные развалы». Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх Старые газеты, бумага
Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других 1Игра «Клубок».
2Игра «Найди пару»
3Игра «Зеркало»
9 Хорошо и рлохо Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии 1Сценка «Вместе и порознь» лисёнок и Медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды Лисёнок захотел очень сильно поиграть с машинкой Медвежонка, но и Медвежонок тоже хотел поиграть с машинкой. В конце концов они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помирились.
3Обсуждение сценки
Расширение опыта позитивного взаимодействия. 1Игра «Вежливые слова»
2Игра «Гамак»
3Игра «Гусеничка»
Расширение опыта позитивного взаимодействия. 1Коллективное сочинение сказки.
2Игра «Колокольчик».
3Игра-релаксация
Ожидаемый результат:
- Дети овладеют умениями бесконфликтного общения, способностями договариваться, научатся устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми.
- Научатся контролировать свои эмоции и поступки.
- Сформируются навыки коллективной игры, совместной изобразительной и театральной деятельности.
- Смогут в мимике и жестах передавать эмоциональные состояния героев.
- Познакомятся с навыком составления характеристик героев и оценки их поступков, научатся высказывать своё отношение и делать выводы.
Литература:
Широкова Г. А. «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».
Котова Е. В. «В мире друзей» программа эмоционально-личностного развития детей.
Белкина В. Н «Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста».