Вера Ефремова
Познавательное занятие по экспериментированию с водой с использованием элементов устного народного творчества (фольклора)
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Вера Ефремова, Амеличкина Наталья
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей с использованием знаний о сказках.
Задачи:
1. Познакомить детей с физическими свойствами воды, льда.
2. Развивать: навыки анализа, сравнения, умение решать
познавательные задачи и делать выводы;
3. Воспитывать: наблюдательность, эмоционально-положительное отношение к воде.
Материалы и оборудование:мольберт для демонстрации сказочных иллюстраций;
Публикация «Познавательное занятие по экспериментированию с водой с использованием элементов устного народного творчества (фольклора)» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
изображения сказочных героев: сестрица Аленушка и братец Иванушка, Лисичка-сестричка и серый олк, Пузырь, соломинка и лапоть;воронки, стаканчики, ватные диски,замороженная вода (лед, таз с водой.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др., беседы на тему: "Где можно встретить воду", "Кто живет в воде".
Ход занятия : (звучит музыка «В гостях у сказки»)
1. Воспитатель: Ребята! К нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Я предлагаю начать день с приветствия. (Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)
Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)
Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)
Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)
– Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами.
Входит СКАЗОЧНИЦА: Здравствуйте ребята и взрослые. Я сказочница. Мне очень грустно бывает, когда в моих сказках происходит, что - то не хорошее, злое, так хочется помочь попавшим в беду героям, а вот как им помочь я не знаю. Мне подсказали, что в вашей группе, очень добрые и находчивые дети, которые смогут мне помочь! Ребята, это правда? Мы отправимся в необычное сказочное путешествие, будем не просто путешествовать, а помогать героям сказок. Ребята, вы любите сказки? Я сейчас загадаю вам загадки, а вы будете угадывать героев этих сказок.
1. Первая загадка Меня, Серый, ты послушай-
Сам рыбку налови и кушай!
В прорубь, братец ты ступай,
Туда хвостик опускай.
Если потерпеть готов,
Воспитатель: Что случилось с волком? А почему его хвост примерз? (Потому что на улице была зима и мороз, вода при замерзании превращается в лед, а как получается лед)
А вот как можно спасти волку хвост узнаем дальше.
(Дети становятся паровозиком и едут в лабораторию)
Поезд наш едет
Колеса стучат
А в поезде нашем детишки сидят
Воспитатель: А теперь мы приехали в нашу лабораторию. А что делают в лаборатории, правильно проводят опыты и эксперименты. Представьте, что вы юные ученые. Вспомните, как нужно вести себя в лаборатории (нужно быть аккуратным, внимательным, работать осторожно соблюдая правила безопасности). А какие правила безопасности мы знаем? Сейчас мы с вами узнаем, как можно было бы помочь нашему герою сказки волку, остаться с хвостом.
Воспитатель:Потрогайте льдинку. Какая она? твердая, холодная, мокрая
В:скажите, с чем связано появление снега в природе и льда (снег и лед появляется после похолодания, в результате замерзания воды)
В: во что превращается снег и лед в тепле? – в воду.
В:возьмите лед на ладошку. Что происходит с ним? (от тепла тает.)
В: положите его на салфетку, во что превращается лед? (в воду, салфетка намокает)
Вывод: лед в тепле опять превращается в воду
В: правильно, вытрите руки полотенцем.
Но есть еще один способ как растопить лед. На столе у вас лежит кусочек льда, стаканчик с солью, Мы сейчас возьмем соль и высыпим ее на наш лед и посмотрим, что же произойдет.
Объяснение:
Когда вы посыпали солью на кубик льда, вы заставили лёд таять.
Вывод: Лед можно растопить с помощью соли. Давайте нашу волшебницу соль подарим сказочнице, чтобы она могла передать ее нашему герою волку, это спасет его хвост.
Сказочница благодарит ребят
В :Итак поехали дальше
Дети становятся паровозиком и едут в лабораторию)
Поезд наш едет
Колеса стучат
А в поезде нашем детишки сидят. (Дети возращаются на ковер)
Сказочница: 2 загадка Кто пьет воду из копытца
С тем случается беда
Превратишься ты в козленка-
Молвила ему сестра.
Д: сестрица Аленушка и братец Иванушка
В: правильно. Иванушка захотел попить из следа копытца, но там заколдованная вода
Можно ли пить эту воду? Почему нет? Чем она может быть загрязнена? (Песком, землёй, микробами, растениями и т. д.) Молодцы, вы быстро отгадали сказку. Поехали узнавать как можно помочь Иванушке
Поезд наш едет
Колеса стучат
А в поезде нашем детишки сидят.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас в кувшине какая вода? А знаете ли вы как можно очистить воду? Дети, а вы знаете мутную и грязную воду можно очистить с помощью ваты, которые лежат на столах. Сейчас мы попробуем сделать фильтр сами.
Это самый простой способ очистки воды.
2. Опыт с водой «Фильтрация воды» Давайте проведем эксперимент. Осторожно понемногу будем лить мутную воду в баночку с фильтром. У всех у вас получилось правильно. Какие вы молодцы! Понаблюдаем, как работают наши фильтры. А теперь аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встретиться частички грязи, водоросли, микробы.
Вывод: Грязную воду можно отфильтровать или очистить через фильтр
Но даже такую воду пить нельзя. Воду нужно кипятить. И только после это ее можно пить. Помогли мы Иванушке очистить воду?
Дети отдают чистую воду сказочнице
Воспитатель: Поедем дальше помогать
Сказочница: Послушайте следующую загадку
Легко соломинка упала,
Соединивши берега,
И смело в путь пустился лапоть –
Не оступилась бы нога!
Но лапоть был тяжеловатый,
Подруга ж тонкою была,
На середине разломилась,
Река дружочка приняла.
Пузырь стоял на берегу,
Друзьям на помощь побежал,
Расхохотался на бегу,
От смеха лопнул и пропал…
3. Опыт «Что тонет, что не тонет».
Воспитатель: Ребята, а как же нам помочь героям перебраться через реку. Но прежде надо разобраться, какие предметы тонут, а какие не тонут. (пластмасса, дерево, бумага, металл)
А что такое Пузырь? Пузырь, ребята это шарик наполненный воздухом, давайте опустим наш Пузырь в воду и посмотрим, что будет? воздушный шар (Пузырь). С силой пытаемся опустить его на дно, но он все равно выскакивает. Почему это происходит. Что не позволяет надутому шарику утонуть? (В надутом шарике есть воздух, а не надутом его нет.) Воздух легче воды, а именно воздух не дает надутому шарику утонуть. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет.
Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать.
Да ребята, если бы Пузырь не хохотал так сильно, наши герои перебрались бы через речку на нем. Дарят сказочнице воздушный шарик
В: Ребята, а вам понравились сказочные приключения? С вами было очень интересно, потому что вы активные, добрые и дружные. Герои наших сказок благодарят вас за помощь и дарят вам книжки, они помогут продолжить сказочные приключения (вручает книгу со сказками)
А мне пора бежать выручать других сказочных героев. Спасибо вам за помощь.