Мирослава Ткач
Проект «Чудеса вокруг нас — сказки Волшебного леса» Развитие речи детей посредством сочинения и драматизации сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Содержательная часть проекта
1.1. Введение и актуальность проекта
«… Сказка неотделима от красоты… благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу» В. А. Сухомлинский
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: речь односложная, состоящая лишь из простых предложений; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Публикация «Проект „Чудеса вокруг нас — сказки Волшебного леса“ Развитие речи детей посредством сочинения и драматизации сказок» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.
Развитие речи дошкольника возможно только в тесной связи со взрослым. Следует отметить, что речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.
В настоящее время значительно ухудшилось состояние связной речи детей. Пересказ им доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
Сказка имеет существенное значение для умственного и речевого развития детей дошкольного возраста. Через знакомство с героями экологических сказок ребенок упражняется в решении многих интеллектуальных задач: учится рассуждать, мыслить логически и обосновывать свои действия, тем самым развивая свою речь. Дети любят сказки, они с удовольствием слушают их, беседуют по сказкам и могут инсценировать некоторые из них. Сказочные образы долго живут в сознании детей. Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр.
Яркие образы сказочных героев эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Дети, с которыми проводятся постоянные занятия с использованием экологических сказок, со временем правильно и самостоятельно подбирают сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам, правильно воспринимают и понимают художественную информацию. Они могут излагать свои высказывания в логической последовательности, точно передавать художественный замысел произведения, умеют правильно строить простые и сложные предложения, в своей речи. Использование сказки также способствует совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, лексико-грамматических средств языка, расширению словарного запаса. Наряду с быстрым ростом словаря идет практическое овладение грамматическим строем родного языка. Тексты экологических сказок расширяют словарный запас, помогают правильно оформлять диалоги, влияют на развитие связной речи. Речь детей среднего дошкольного возраста становится эмоциональной, образной, красивой. Дети вырабатывают умение правильно задавать вопросы взрослым и своим ровесникам, что является показателем успешного речевого развития дошкольников.
1.2. Цель и задачи проекта
Цель проекта : развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством сочинения и драматизации познавательных сказок.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы и практику образовательных учреждений по развитию связной речи с использованием познавательных сказок.
2. Разработать и реализовать план мероприятий по развитию связной речи с использованием познавательных сказок
1.3. Сроки реализации проекта
Проект «Чудеса вокруг нас – сказки Волшебного леса». Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием познавательных сказок» реализовывался в МДОУ «Детский сад № 74 «Филиппок» в течение 2019-2020 учебного года (сентября 2019 года - май 2020 года) в несколько этапов:
1этап – подготовительный (01.09.2019 – 31.09.2019)
2 этап – основной (01.10.2019 – 30.04.2020)
3 этап – заключительный (01.05.2020 - 31.05.2020)
1.4. Методы реализации проекта
В ходе реализации проекта мы использовали различные методы в зависимости от этапа работы.
1 этап – подготовительный:
- создание рабочей группы;
- информирование участников образовательного процесса о реализации проекта;
- анализ теоретических источников по теме проекта;
- знакомство с методическими разработками и опытом других организаций на федеральном, региональном уровне по теме проекта;
- разработкой перспективного плана по теме проекта;
- консультацией родителей.
2 – этап основной:
- проведение цикла мероприятий по перспективному плану работы с воспитанниками среднего дошкольного возраста;
- разработка методических пособий по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.
3 этап – заключительный:
- заключительный мониторинг развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием познавательных сказок ;
- создание картотеки методических пособий по развитию связной речи с использованием познавательных сказок ;
- обобщение полученного материала;
- анализ эффективности реализации проекта;
- оформление отчета о реализации проекта, продуктов проекта.
1.5. Ожидаемые результаты проекта
1. Проанализированы теоретические основы и практика развития связной речи с использованием познавательных сказок дошкольников 4-5 лет, в образовательных учреждениях
2. Разработан и реализован перспективный план работы по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с познавательных сказок.
3. Повысился уровень связной речи у детей среднего дошкольного возраста
4. Родители вовлечены в совместную деятельность - родители – дети – педагоги.
1.6. Описание возможных рисков и мер по их устранению
Возможным риском может стать недостаточный уровень теоретических знаний и практических навыков педагогов и родителей в развитие связной речи с использованием познавательных сказок, недостаточное количество дидактического и методического материала.
Меры по устранению возможных рисков заключаются в организации методического сопровождения инновационной работы педагогов (педсовет, консультации, семинары и др., осуществляемого на основе:
- диагностики затруднений педагогов, опыта их работы в данном направлении;
- обогащение развивающей среды дидактическими материалами и пособиями.
Меры по устранению возможных рисков в организации работы с родителями воспитанников заключается в повышении их компетенции в области развития связной речи, у детей дошкольного возраста используя сказки на родительских собраниях, в беседах, консультациях и др.
2. Описание результатов, полученных в ходе реализации проекта
В проекте участвовали дети средней группы, от 4 до 5 лет, «Медвежата» в количестве 26 человек. По итогам первого этапа реализации проекта мы получили следующие результаты:
- создана рабочая группа;
- информированы участники образовательного процесса о реализации проекта;
- проанализированы теоретические источники по теме проекта;
- изучены методические разработки и опыт других организаций на различном уровне по теме проекта;
- составлен перспективный план по теме проекта;
- проведены консультации для родителей детей группы
- проведены родительские собрания;
- приобретен комплект книг «Экологические сказки для детей «Тима и Гриня спасают мир» Е. Ульева; «Порядок вокруг нас», Е. Ульева; «Лесные тайнички. Рассказы о природе» Сладков Н. ;
- разработаны сценарии мероприятий, подобраны игры, наглядный материал.
Литература и источники:
1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : [Учебное пособие для педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»] / А. М. Бородич. – 2-е издание, переработанное – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.
2. Дворецкая, Т. Н. Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста // Образование и воспитание. – 2017. – № 5. – С. 36-38. – URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2881/ ( дата обращения: 30.12.2018).
3. Каблучко, Л. Б. Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании». https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/29/ sistemno-deyatelnostnyy-podhod-kak-osnova-organizatsii-vospitatelno/ ( дата обращения: 30.12.2018)
4. Стрелникова, Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М, 1985. – 95 с.