Наталья Смертина
Исследовательский проект «Что за чудесница, водица — волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Тип проекта : исследовательский.
Вид проекта : групповой, с привлечением родителей, среднесрочный.
Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, воспитания бережного отношения к воде, в группе был разработан проект «Что за чудесница, водица-волшебница».
Публикация «Исследовательский проект „Что за чудесница, водица — волшебница“» размещена в разделах
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатель.
Цель: развивать познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.
Задачи: - сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;
- развивать представления о свойствах и состояниях воды;
- развивать навыки элементарного экспериментирования;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Предполагаемые результаты:
- в результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой;
- у детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить экспериментальным путем);
- повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Первый этап: подготовительный.
Формы работы: подбор оборудования для экспериментальной деятельности, разработка картотеки игр с водой, пальчиковых игр природоведческого характера, подбор детских литературных произведений, иллюстраций о неживой природе.
Второй этап: основной (исследовательский).
Формы работы с детьми: рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоёмах, бассейне, ванне, под душем; чтение литературы.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
Чтение художественной литературы: А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», потешки «Дождик, дождик, пуще», «Водичка, водичка»; словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»,рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет», сказки «Лиса и заяц».
Беседы : «Кто живёт в воде», «Кому и зачем нужна вода».
Цели: расширить знания детей о животных, которые живут в воде; показать, что без воды они погибнут (в грязной воде животные могут заболеть и погибнуть); побуждать бережно относиться к воде, не засорять водоёмы; учить любить окружающую природу.
Формы работы с детьми: во время умывания чтение потешек о воде.
Дидактическое упражнение «Помоем ручки»
Цель: формировать умение на слух воспринимать потешку; дать представление о том, что вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, и что воду надо беречь; воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Вопросы:
1. Что делают дети?
2. Чем умываются?
3. Какая вода?
4. Что вода делает? (течет из крана)
5. Для чего мы умываемся?
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.
Формы работы с детьми: наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.
Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
Вопросы:
1. Что делаю? 2. Чем поливаю? 3. Какая вода? 4. Для чего поливают комнатные растения?
Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.
Формы работы с детьми: дидактическое упражнение "Стирка кукольного белья"
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.
Формы работы с детьми: дидактические игры "Купание куклы", "Моем посуду".
Формы работы с детьми: поисковая деятельность.
Опыт 1. «У воды нет запаха и вкуса».
Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.
Опыт 2. «Холодная, теплая, горячая вода».
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками).
Опыт 3. «Прозрачная вода».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная.
Игра «Прятки».
Цель: углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знания правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал: две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной, ложки красного цвета.
Итог: в прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.
Опыт 4. «Что плавает в воде».
Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов: легкие игрушки (пластмассовые, деревянные предметы в воде плавают, а тяжелые (железные) тонут.
Опыт 5. «Что растворяется в воде».
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, песка.
Опыт 6. «Вода жидкая, не имеет формы».
Цель: формировать представление о том, что вода не имеет формы.
Опыт 7. «Выталкивание воды».
Цель: подвести к пониманию того, что при опускании предметов в воду её уровень повышается.
Опыт 8. «Лук и вода».
Цель: на примере лука формировать у детей умение замечать изменения растущих луковиц.
Третий этап реализации проекта : заключительный.
форма продуктов проектной деятельности : альбом "Что за чудесница, водица - волшебница", фотоотчёт по проекту (книжка-раскладушка).
Заключение: в ходе реализации проекта «Что за чудесница, водица-волшебница» :
- у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам;
- дети овладели несложными способами экспериментирования с водой;
- у детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи);
- повысилась воспитательная компетентность родителей в
экологическом образовании дошкольников.