Елена Дорохова
Долгосрочный поисково-исследовательский проект «Что несет с собой прогресс» в подготовительной группе
1. Актуальность проекта.
НАш мир, в котором мы живем очень изменчив, многогранен и интересен.
В период дошкольного детства происходит формирование первого мнения ребенка: А какой, он? Мир? Это происходит благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою особенность на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Я понимаю, какое огромное значение имеет исследовательская деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, именно поэтому я выбрала детское экспериментирование.
Публикация «Долгосрочный поисково-исследовательский проект „Что несет с собой прогресс“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Существует разные варианты понятия «детское экспериментирование».
Для меня детское экспериментирование – это форма организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.
Работая в детском саду, стараюсь искать новые варианты и подходы для интеллектуального развития и мышления детей. Научно-технический прогресс и все его сферы подсказывают воспитателю необходимость выбирать все более эффективные средства обучения и воспитания.
Самое главное достоинство метода экспериментирования и исследования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента и исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи детей.
Соответственно поэтому происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных знаний.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как один из болеет главных методов, соответствует этим возрастным особенностям. У дошкольников он является ведущим, а в младшем дошкольном возрасте - практически единственным способом познания мира.
Экспериментирование с детьми- специально организованная деятельность способствует составлению полной картинки окружающего мира детей дошкольного возраста.
Знакомство детей дошкольников с явлениями природы занимает одно из главных мест в багаже первоначальных знаний об окружающем мире, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение активного словарного запаса и обогащение речевого развития на основе культурных норм.
2. Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования и исследования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
-Расширять представления детей о прогрессе, о последствиях прогресса как положительных, так и отрицательных;
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет, родители воспитанников.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2. Создание единого инновационного пространства.
3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
3. Содержание реализации проекта.
Модель организации экспериментирования и исследования.
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
Изучение детьми истории прогресса, изучение фактов, проведение анализа.
Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной и исследовательской деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия.
КВН, развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Структура проведения игры–экспериментирования:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так);
ситуация выбора.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный).
II этап – внедренческий.
III этап – итоговый (обобщающий).