Алсу
Проект «Читающая семья»
▼ Скачать + Заказать документы
МКУ «Управление образованием Алькеевского МР
Республики Татарстан»
"Читающая семья"
Выполнила:
методист по ресурсному обеспечению
образовательного процесса
МКУ «Алькеевского МР»
Зайнуллина А. Р.
Паспорт проекта :
Содержание Пояснение
Название проекта «Читающая семья»
Публикация «Проект „Читающая семья“» размещена в разделах
Участники Библиотекари, учителя, учащиеся 1-8 классов МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули, МБОУ Ахметьевской ООШ, родители
Продолжительность проектной деятельности 1 год
Цель: Создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников. Возрождение традиций семейного чтения.
Задачи: -организация сотрудничества “ученик-родитель-педагог- библиотекарь”
- возрождение традиции семейных чтений;
- повышение культуры чтения в семье;
-приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.
Этапы реализации проекта : 1 этап - организационно-подготовительный
- изучение методической литературы по данной теме;
- анкетирование детей и родителей по выявлению запросов и интересов;
-составление разработок, сценарий литературных праздников, викторин, диспутов;
2 этап - Основной
- организация книжных уголков в библиотеке, в классах;
- еженедельные беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» и ведение читательского дневника;
- экскурсии в районную детскую библиотеку, музей им. Лысенкова;
-привлечение родителей и других членов семьи к театрализации литературных произведений;
- создание книжных выставок;
- оформление памяток для родителей по приобщению детей к чтению;
- родительские ликбезы.
- мини-проекты семейных фото и видеоматериалов «Вместе с книгой я расту»;
- выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
- обмен книгофондами семей: «Книга напрокат».
- благотворительные книжные проекты «Подари книгу библиотеке», «Прочитал-поделись с другим» (сбор книг для Ново-Салманского детского приюта и для Юхмачинского дома престарелых);
- участие во всероссийских, республиканских, районных конкурсах;
- обмен опытом в рамках родительских собраний.
3 этап - Итоговый
- открытый библиотечный урок с участием родителей;
- итоговая выставка «Мир в моих книгах»;
Предполагаемый результат:
100% охват школьников библиотечным обслуживанием
50% систематически читающих школьников
30% привлечение родителей в школьную библиотеку
Возрождение традиции домашнего чтения.
Развитие культуры чтения школьников
2. Актуальность проекта.
В. А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.
Чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Ведь только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека: умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать. Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т. н. “вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного еще и сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Не читающие родители воспитывают не читающих детей.
Следовательно, на сегодняшний день возрождение и дальнейшее развитие традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.
3. Условия социально-педагогического партнёрства в проекте «Читающая семья».
Реализация проекта предполагает :
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия педагога с родителями;
- взаимодействие педагога с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
4. Цели и задачи проекта
Цель проекта :
- создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников в семье.
Задачи проекта :
- организация сотрудничества “ученик-родитель-педагог- библиотекарь”
- возрождение традиции семейных чтений;
- повышение культуры чтения в семье;
-приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.
-направить в нужное русло чтение учащихся 1 класса.
-приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.
- патриотическое воспитание, любви к родному краю, необходимо, чтобы дети знали о подвигах в годы ВОВ своих прабабушек и прадедушек, гордились старшим поколением.
- регулярное чтение и семейное чтение не только любимых книг, но и книг духовно-нравственного направления, которые способствуют нравственному становлению подрастающего поколения.
5. Этапы:
1 этап - организационно-подготовительный:
1. Изучить методическую литературу по данной теме;
2. Провести анкетирование детей и родителей по выявлению запросов и интересов;
3. Составить разработки сценариев: литературных праздников, викторин, диспутов и т. д. ;
2 этап – Основной:
1. Организация книжных уголков в классах;
2. Еженедельные беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» и ведение читательского дневника;
3. Экскурсии в районную детскую библиотеку, музей им. Лысенкова;
4. Привлечение родителей и других членов семьи к театрализации литературных произведений;
5. Создание книжных выставок;
6. Оформление памяток для родителей по приобщению детей к чтению;
7. Анкетирование;
8. Родительские ликбезы:
- Как помочь ребёнку полюбить чтение?
- Роль чтения в формировании личности ребенка.
- Учимся читать вдумчиво.
- Что читают наши дети?
- Традиции семейного чтения.
- Богатства семейной библиотеки
9. Мини-проекты семейных фото и видеоматериалов «Вместе с книгой я расту»;
10. Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
11. Традиционные проекты по обмену книгофондами семей «Книга напрокат».
12. Благотворительные книжные проекты «Подари книгу библиотеке», «Прочитал-поделись с другим» (сбор книг для Ново-Салманского детского приюта и для Юхмачинского дома престарелых);
13. Участие во всероссийских, краевых, городских конкурсах:
- «Самая необычная книга семейной библиотеки»
- «Лучший отзыв о книге»
- «Читаем сказку по ролям»
- Сочинений и рисунков: «Моя семья»
14. Мероприятия :
- Познавательные викторины по прочитанным произведениям.
- Читательские конференции «Разные взгляды на одну книгу».
- Интерактивные викторины по любимым детским журналам.
- Литературные праздники : “Любимый писатель” к юбилеям детских писателей, “Как хорошо уметь читать”, “Подрастаю с книжкой я”, “Возьмите книгу в круг семьи”.
- Цикл чтений “Духовная поэзия”.
15. Обмен опытом в рамках родительских собраний.
3 этап – Итоговый:
1. Открытый библиотечный урок с участием родителей;
2. Итоговая выставка «Мир моих книгах»;
3. Освещение проекта на семинаре.
4. Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.
Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель- библиотекарь”, создание коллектива единомышленников. Осознание каждым родителем ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания.
Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
Возрастание интереса к чтению художественной, патриотической и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
Список литературы:
1. Кириллова, А. И. Семейное чтение – одна из форм развития читательского интереса//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».– М. ,[Б. г. ].URL :https://festival.1september.ru/articles/310906
2. Мелентьева, Ю. П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Восемнадцатая Международная Конференция «Крым2011» : .– Судак, 2011.
7. Овсянникова, Л. П. Семейное чтение – основа проектной деятельности школьной библиотеки//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». М., [Б. г. ]. URL :https://festival.1september.ru/articles/515354.
8. Кашленко Е. К. Организационно-педагогические условия построения
социального партнерства как фактора социализации личности школьника:
Автореферат диссертации канд. пед. наук: 13.00.01. – Омск, 2003. – 22 с.
9. Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение/А. Павлова //Семейное чтение. - 2008.- №2.-С. 9-12.