Лариса Беглуева
Проект «Читаем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь –
в годы отрочества душа подростка будет пустой,
на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда
взявшееся плохое».
В. А. Сухомлинский
Актуальность проблемы:
За последние двадцать лет роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. В связи с развитием индустрии развлечений, компьютерных и интернет-технологий снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. Современная ситуация с чтением представляет собой системный кризис читательской культуры. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры», - говорится в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, на период с 2007 по 2020 г. г. (далее – Программа). В Программе феномен чтения рассматривается комплексно. Предполагается, что реализация Программы поможет изменить отношение к книжной, читательской культуре и приведет к повышению интеллектуального потенциала, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России. Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители (законные представители) и воспитатели. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые
Публикация «Проект „Читаем вместе“» размещена в разделах
составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Значимость проекта «Читаем ВМЕСТЕ» (далее – Проект) обуславливается рядом факторов:
первая встреча ребенка с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Совместное семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения;
семейное чтение готовит ребенка к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении взрослых – следствие несформированности ее с раннего детства;
семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения ребенка во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью;
регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей;
семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, ребенок испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку;
семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений;
чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей (поскольку может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книг, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью).
В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им. Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать.
Актуальность Проекта заключаются :
в возрождении, начиная с раннего возраста, традиции совместного семейного чтения;
в приобщении ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее содержания;
в создании мобильных библиотек, в том числе с использованием технологии обмена книгами (bookcrossing).
Паспорт проекта
Название проекта «Читаем вместе»
Цели проекта 1. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания ребенка, в том числе популяризации семейного чтения.
2. Развитие интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста.
3. Создание условий для широкой возможности книгообмена между читающими семьями, включая bookcrossing (книговорот).
Задачи проекта 1. Приобщение детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.
2. Способствовать возрождению традиций семейного чтения.
3. Содействовать воспитанию интереса к детской книге
на произведениях классиков российской и мировой культуры, в том числе произведениях белгородких писателей и поэтов для детей.
4. Создание мобильных библиотек для детей и взрослых, а также использование технологии обмена книгами (bookcrossing) в дошкольных образовательных организациях.
Тип проекта Практико - ориентированный
Участники проекта воспитанники ДОУ, родители (законные представители, педагоги МБДОУ, социальные партнеры
Сроки реализации проекта Сентябрь 2019 года - июнь 2020года
Место реализации проекта МБДОУ детский сад №35
План реализации проекта
Этапы работы над проектом :
Этапы, мероприятия Сроки Ответственные Категории участников Предполагаемый результат
Продукт деятельности
Подготовительный этап:
Цель этапа: разработка перспективного плана реализации Проекта
1. Подбор и анализ методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта
сентябрь 2019г
логопед воспитатели старшей группы определение Список методической литературы по теме проекта, интернет ресурсов
2. Разработка и утверждение плана реализации Проекта
логопед воспитатели старшей группы Определение мероприятий
План реализации Проекта
3. Анкетирование родителей воспитанников МБДОУ по теме проекта.
Родители (законные представители,
воспитатели старшей группы Определение перспектив по реализации Проекта Мониторинг результатов анкетирования родителей
4. Анализ результатов анкетирования воспитатели старшей группы Изучение ситуации по проблеме
Справка по результатам анкетирования
5. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группах и образовательных учреждениях для реализации Проекта
6. Информирование родителей о начале реализации Проекта Родители (законные представители, воспитатели старшей группы Информирование родителей
План реализации Проекта
Практический этап
Цель этапа: приобщение детей и родителей (законных представителей) к культуре чтения художественной литературы, ознакомления с творчеством писателей, в том числе белгородских. Возрождение традиции семейного чтения, повышение читательской и педагогической компетентности родителей. сентябрь 2019г. - май 2020 г.
Родители (законные представители, воспитанники МБДОУ Раздел на сайте ДОУ
Содержательные линии реализации проекта
«Читающий двор» (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения)
Встреча с родителями «Вместе с книгой я расту»
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
октябрь
2019г.
Логопед Родители (законные представители, воспитатели старшей группы
Повышение читательской и педагогической компетентности родителей
Методические рекомендации по совместной реализации проекта, протокол встречи с родителями, анонсирование встречи на сайте
Виртуальная экскурсия в книжную типографию, беседы «Как рождается детская книга»
октябрь 2019г.
воспитатели старшей группы Воспитатели старшей группы
Обогащение представлений детей о мире книг, их изготовлении, написании, жанрах художественной литературы, писателях
Конспекты бесед, занятий, детские рисунки
Рассматривание иллюстраций в книгах
«Мы - иллюстраторы» - выставка детских рисунков к любимым произведениям
Акция «Подари книгу малышам»
ноябрь 2019г.
воспитатели старшей группы воспитанники старшей группы и их воспитатели, родители (законные представители Обогащение представлений детей об иллюстраторах детских книг Детские рисунки, иллюстрации к любимым книгам, книжки- самоделки
Акция «Светлячок» (Единый родительский день по ФГОС) организовать вечернее совместное чтение, поставив на подоконник осветительный прибор, в Белгородском районе горят в домах литературные огоньки.
ноябрь 2019г. воспитатели старшей группы
Воспитатели группы
Родители (законные представители, воспитанники группы
Линия II : «Навигатор в мире детских книг»
Составление для родителей (законных представителей) тематических перечней и каталогов детской художественной литературы.
октябрь 2019г.
воспитатели старшей группы Родители (законные представители, воспитанники старшей группы
Повышение читательской и педагогической компетентности родителей
Списки детской художественной литературы для домашнего чтения, книжные полки в группах
Создание в группе фотоконкурса «Я читаю дома» декабрь2019г.
воспитатели старшей группы Родители (законные представители, воспитанники старшей группы
Повышение познавательного интереса к книге как к дополнительному источнику новых знаний
Фотоплакат «Я читаю дома»
Линия III : «Организация мобильных библиотек», включая bookcrossing (книговорот) между читающими
Создание мобильной библиотеки «Книжкин дом» в детском саду
декабрь 2019г.
логопед,воспитатели старшей группы
Родители (законные представители, воспитанники старшей группы, воспитатели Сформированность у подрастающего поколения положительного отношения к чтению художественной литературы
Мобильная библиотека «Книжкин дом» в группе
Пополнение групповых библиотек книгами белгородских писателей
в течение года
воспитатели старшей группы
Родители (законные представители, воспитанники старшей группы, воспитатели Повышение познавательного интереса к книге как к дополнительному источнику новых знаний Книги разных авторов и жанров, книги белгородских писателей
Взаимообмен книгами из групповых библиотек «Наши любимые книги»
в течение года
логопед, воспитатели старших групп МБДОУ
Воспитанники старших групп МБДОУ и их воспитатели Повышение познавательного интереса к книге
Презентация мини-библиотеки во всех старших группах МБДОУ
Встреча с представителями детской библиотеки, знакомство с новинками детской литературы, приуроченная к Общероссийскому дню библиотек 27 мая (экскурсия в библиотеку филиал №19 г. Белгорода)
май 2020г.
логопед, воспитатели старшей группы
воспитанники старшей группы и их воспитатели Обогащение представлений о профессии «библиотекарь» и нормах поведения в библиотеке
Отчет о встрече с представителями библиотеки, анонс на сайте МБДОУ
Линия IV : «Рекламный микрофон» (продвижение забытых детских книг, анонсы книжных новинок и др.)
Акция «Online-ЧТЕНИЕ» - домашнее прослушивание детских аудиокниг
в течение года
Родители (законные представители, воспитанники старшей группы Привлечение родителей к продуктивному взаимодействию в вопросах познавательного интереса к книге, чтению художественной литературы
Ссылки на страницы интернет ресурсов с детскими произведениями и аудиокнигами на сайте МБДОУ
Линия V : «Книжная карусель» (фестивали, конкурсы, викторины, акции, недели детской книги, праздники, квесты, флешмобыи др.)
Акция с участием родителей и воспитателей группы «Подари книгу детскому саду» (неделя детской книги)
26-31 марта 2020г.
воспитатели группы Родители (законные представители, воспитанники старшей группы Привлечение родителей к продуктивному взаимодействию в вопросах познавательного интереса к книге
Пополнение групповой библиотеки
Информационные встречи: «Какие книги покупать детям?», «Как выбрать книгу?», «Добрые советы, чтобы ребенок полюбил книги», «Почитай мне сказку, мама», «Почитай мне сказку, папа», «С какими книгами лучше дружить», «Что и как читать ребенку дома»
в течение года
воспитатели группы Родители (законные представители) Привлечение родителей к продуктивному взаимодействию в вопросах познавательного интереса к книге, чтению художественной литературы
Методические рекомендации для родителей, фотоотчет и анонс на сайте МБДОУ
Выставка совместного творчества детей и родителей «Добрая сказка с хорошим концом» (книжки – малышки своими руками)
февраль 2020г.
Воспитатели группы
Родители (законные представители, воспитанники группы Развитие творческих способностей семей
Выставка книжек – малышек.
Сказочная викторина-конкурс с детьми подготовительных групп «В гостях у сказки»
март 2020г. логопед, воспитатели старшей группы Воспитатели группы
Углубление интереса детей к народным сказкам
сценарий, фотоотчет
«Праздник книги и чтения» - мероприятие к Году детского чтения в Белгородской области в Международный день защиты детей – 1 июня
1 июня 2020г.
Муз. руководитель, воспитатели группы воспитанники старшей группы и их воспитатели Развитие у детей познавательного интереса к книге
Сценарий, фотоотчет
Мероприятия, посвященные году театра («домашний театр», «семейный театр» или «театральный дом»)- постановка и показ спектаклей по детским книгам семейными коллективами в группе детского сада с изготовлением теневых, пальчиковых, настольных, кукольных театров, костюмов для театрализованных постановок).
26 – 31 марта
Воспитатели старшей группы Родители (законные представители, воспитанники группы Развитие творческих способностей семей
Фотоотчет на сайте ДОУ, сценарий мероприятия
Линия VI : «Юбилейный литературный календарь» (юбилеи детских писателей)
Совместные семейные чтения произведений Х. К. Андерсена родителями детей ДОУ к 215-летию автора
Апрель 2020
Воспитатели группы
Родители (законные представители, воспитанники группы Повышение читательской и педагогической компетентности родителей
Информационные стенды, списки тематической литературы для семейного чтения, выставка книг автора
Квест по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» с детьми старшего дошкольного возраста
май 2020г.
Воспитатели группы
Родители (законные представители, воспитанники группы
Родители (законные представители, воспитанники
Фотоотчет на сайте МБДОУ, сценарий мероприятия
Проведение выставки совместного творчества детей и родителей «С кисточкой по сказкам Пушкина»
Май
2020г Воспитатели группы
Родители (законные представители, воспитанники группы
Развитие и углубление интереса к творчеству А. С. Пушкина, развитие творческих способностей детей
Выставка работ, фотоотчет на сайте МБДОУ
Организация промежуточного мониторинга, включая родителей (законных представителей) и детей
декабрь
2019 г – январь2020г
Воспитатели группы
Воспитатели группы
Возрождение традиций семейного чтения не менее чем в 50% семей от числа семей, посещающих старшую группу
Анкеты для родителей, аналитическая справка по результатам анкетирования
Рефлексивный этап
Цель этапа: выявление лучшего опыта работы среди родителей по возрождению традиции семейного чтения.
1. Формирование пакета документов, включающего: - методические рекомендации по организации совместного детско-родительского чтения, - кейс методических материалов и разработок по реализации Проекта. Организация итогового мониторинга, включая родителей (законных представителей) и детей.
июнь 2020г.
Воспитатели группы,
логопед Воспитатели группы
1. Повышение интереса детей и родителей (законных представителей) к чтению художественной литературы.
2. Возрождение традиции семейного чтения не менее чем в 50 % семей от числа семей, посещающих МБДОУ д/с №35
3. В 90 % семей созданы условия для домашнего чтения, включая технологию bookcrossing (книговорот)
. Пакет документов, включающий методические рекомендации по организации совместного детско-родительского чтения, кейс методических материалов и разработок по реализации Проекта аналитическая записка ДОУ по реализации Проекта, отчет по результатам Проекта на сайте ДОУ.