Алла Корниенко
Проект «Черное море мое» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Черное море "
Составила : Корниенко А. Б.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта : июнь 2020 - июль 2020
Вид проекта : краткосрочный, информационный, познавательный.
Актуальность.
Публикация «Проект „Черное море мое“ для старшей группы» размещена в разделах
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Первым шагом в формировании у дошкольников экологических представлений является формирование знаний и любви к природе родного края. Важным показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.
Данный проект предполагает системную работу, в результате которой дети познакомятся с флорой и фауной Черного моря. Получат знания, как заботиться о природе родного края, как ее охранять и беречь.
Цель:
Формирование знаний и представлений об экологии Черного моря, его обитателях. Развитие познавательной и поисковой деятельности дошкольников. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-формировать знания и представления о Черном море, как экосистеме;
-расширять представления о флоре и фауне Черного моря;
-обогащать словарный запас детей новыми терминами,
-развивать связную речь;
-формировать желание изучать морские глубины;
-развивать гуманное отношение, мотивацию интереса к охране природы;
-воспитывать активную жизненную позицию - заботиться о сохранении и поддержании чистоты природы родного края.
Ожидаемые результаты:
- Дети владеют понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
- Дети имеют представления об особенностях строения тела обитателей, в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида, о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- У детей сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
- Дети умеют составлять описательный рассказ о морских обитателях с использованием опорной схемы
Ход проекта.
1. Подготовительный этап (1 неделя июня) :
Цель:
-Провести семинар-практикум с воспитателями по проблеме «Формирование знаний и представлений об экологии Черного моря у детей дошкольного возраста»
-Создать развивающую среду, способствующую углублению знаний детей о флоре и фауне Черного моря, направленную на развитие познавательной активности, воображения, мышления дошкольников.
-Провести просветительскую работу среди родителей с целью привлечения внимания к экологической проблеме черноморского побережья. Провести консультацию для родителей по вопросу формирования экологической культуры у детей.
-Установка цели и задач проекта.
-Анализ различных информационных источников.
- Составление плана совместной работы.
2. Основной этап (2- 4 недели июня, 1-2 недели июля) :
Июнь (2 неделя)
Тема деятельности : «Знакомьтесь- наше Черное море»
Содржание деятельности:
1. Экскурсии на берег моря
2. Просмотр презентации «Тайны Черного моря»
3 .Разучивание стихотворения В. Орлова «Для чего морю наряды?» «Я Рисую море», чтение худ. произведе-ний.
4. Изготовление макета «Берег Черного моря»
5. Выставка совместных творческих работ на тему «Черное море».
6. Прослушивание песен о море, слушание музыки «Звуки моря», Дебюсси К. «Море», «Разговор ветра с морем».
7. Постройки из песка «Морская фантазия»
8. Экспериментирование с водой. Сравнение морской и обычной (водопроводной) воды.
Цели:
Расширять знания о море.
Рассказать воспитанникам о море, познакомить с жизнью моря.
Понаблюдать за морем в разную погоду.
Продолжать учить сравнивать и делать самостоятельно элементарные умозаключения.
Формировать любовь к морю, экологическую культуру в семье
Развивать устойчивое внимание, умение видеть красоту моря в музыке. Развивать конструктивные способности, творчество.
Июнь(3-4 недели)- июль(1 неделя)
Тема деятельности :«Растительный и животный мир Черного моря»
Содержание деятельности:
1. Рыбы.
-Разучивание физминутки «Рыбки»
-Беседа с показом слайдов «Рыбье царство Черного моря».
-Рассматривание иллюстраций энциклопедий «Море и его мир», «Рыбы, которые светятся», «Рыбы, которые живут в нашем море»
-Беседа с детьми «Обитатели Черного моря», «Почему море назвали Черным?» «Пьют ли рыбы воду?»
-Оригами «Камбала», «Акула».
-Аппликация «Рыбы»(из природного материала).
-Рисование гуашью «Камбала». Пластилинография «Наши рыбки» с использованием различных природных материалов (горох, семечки, рис)
-Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Беседа по содержанию.
2. Млекопитающие Черного моря
-Просмотр видео «Дельфины (белобочка, афалина, азовский дельфин, белобрюхий тюлень. Беседа по содержанию.
-Чтение энциклопедии, художественной литературы о дельфинах
3. Молюски.
-Беседа о моллюсках (рапана, мидия, рассматривание иллюстраций.
- Составление коллекции «Ракушки Черного моря»
-Интегрированное занятие «Эти удивительные ракушки»
4. Медузы
-Просмотр журналов, энциклопедий, картинок, чтение и разучивание стихотворений легенд о медузах.
-Рисование «Медуза- балерина».
5. Ракообразные (крабы, омары, креветки, лангусты)
-Беседа, рассматривание иллюстраций, показ презентации, чтение литературы об этих животных, наблюдения.
6. Растительный мир Черного моря.
- Рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию.
- Вечер загадок, стихов о морском мире.
- Заучивание стихов о жителях подводного мира.
- Дидактические игры: «Русалочка», «Четвертый лишний», «Укрась аквариум» «Угадай какой водоем», «Кто здесь живет?»,«О ком расскажу»,«Подводные приключения рыбки –Барабули».
- Настольно-печатные игры:
• «Парные картинки» • «Узнай, что изменилось».
-Словесные игры.
-Составление описательных рассказов о морских обитателях, опираясь на мнемотаблицу
Цели: Дать детям представление о млекопитающих нашего моря, о их особенностях строения тела, об особенностях поведения, о пользе для человека. Расширять знания детей о рыбах, о их внешнем строении. Дать представление о молюссках, о рапанах, мидиях, о их особенносях. Дать представ-ление о том,что молюсски бывают морские и речные. Расширять знания о медузах
Развивать речь, умение доказывать правильность своего суждения. Расширить словарь детей названиями рыб: камбала, ставрида, бычки, барабулька, луфарь, окунь, катран, сельдь, морской конек,щупальцы, планктон, панцирь, клешни, жабры, линька,медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по мнемотаблице.
Развивать конструктивные способности, умение работать с бумагой, следуя инструкции воспитателя. Учить передавать в рисунке образ медуз, дополнять рисунок другими обитателями моря. Закреплять умение рисовать воско-выми мелками
Способствовать развитию творческих способностей и воображения у детей. Развивать мелкую моторику рук.
Создать радостное настроение, помочь понять содержание сказки.
Развивать познавательные способности.
Прививать любовь к коллекцииони-рованию, разви-вать творческое воображение. Воспитывать умение видеть красоту ракушек,наслаждаться ею, выражать свои чувства в речи.
Формировать бе-режное отношение к природе, животным.
Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.
Июль( 2 неделя)
Тема деятельности: «Спасем и сохраним наше море».
Содержание деятельности:
1. Чтение и обсуждение экологической проблемы «Нефть в море» Н. В. Степанова
2. Составление экологических знаков
3. Беседа с просмотром презентации «Спасем Черное море»
4. Трудовой десант на берег моря «Спасатели идут на помощь!»
5. Беседа «Не бросайте мусор в море!»
6. Выставка рисунков «Давайте беречь морские просторы"
Цели: Воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к морю, его обитателям, к родной природе.
Формировать основы экологической культуры в семье
Продолжать учить детей беречь и не загрязнять море.
3. Заключительный этап (июль, 3-4 недели) :
- подведение итогов проекта;
- продукт проекта : выставка поделок из бросового и природного материала «Черное море моё» (совместное творчество детей и родителей).
Полученные результаты:
1. У детей появился большой интерес к морскому миру и его обитателям, сформировалось бережное отношение к родной природе.
2. Дети приобрели элементарные знания о Черном море и его обитателях.
3. Дети могут применять знания о морских обитателях в игровой и творческой деятельности – в дидактических, подвижных, сюжетных играх, рисовании, лепке, аппликации, оригами и т. д.
Формы взаимодействия с родителями:
- Оформление фотоальбомов «Как мы отдыхали на море»;
- Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами морского мира»;
- Помощь родителей в организации досуга «На дне морском»
- Участие в выставке рисунков и поделок «Черное море мое» (совместное творчество родителей и детей)