Науменко Ирина Алексеевна
Проект «Чем живет село родное»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
«Чем живет село родное?»
1. Автор проекта : воспитатель Науменко И. А., 1 квалификационная категория
2. Тип проекта : групповой, исследовательский, социальный
3. Участники проекта : воспитатели, родители и дети подготовительной к школе группы
4. Продолжительность проекта : средней продолжительности
5. Актуальность реализации проблемы:
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Проект „Чем живет село родное“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Детский сад должен заложить основу для воспитания патриотических чувств у воспитанников, сформировать чувство гордости за свою малую Родину.
В октябре 2017 года в жизни Яшалтинского района была знаменательная дата – 140-летие образования села Яшалта. В связи с этим в подготовительной к школе группе был разработан и реализован среднесрочный проект «Чем живёт село родное».
Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность?
Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных, задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа. Реализуя данное направление, формируя патриотические чувства детей, следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре своего края, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной, своим родным селом - Яшалта.
Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Яшалте, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория (двор, игровая площадка, парк, пруд) – всё то, что окружает его и, самым непосредственным образом, влияет на его жизнь.
6. Цель проекта : Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом народа, проживающего на территории родного села, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями обычаями.
7. Задачи проекта :
- Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, обычаям, традициям народов, живущих в нашем селе;
- Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;
- Формировать чувства уважения и симпатии к людям, их культуре и традициям;
- Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному селу, вызвать желание познать его через чувство восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями и др.
- Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;
8. Принципы
- Принцип личностно-ориентированного общения.
- Принцип культуросообразности.
- Принцип свободы и самостоятельности.
- Принцип гуманно-творческой направленности.
- Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
9. Предполагаемый результат реализации проекта :
У детей
1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни нашего народа;
2. Повышение интереса дошкольников к своему селу, городу, своей стране;
3. Активизация представлений о местных традициях, фольклоре;
4. Пробуждение национального самосознания;
5. Формирование желания быть патриотом своей малой Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
6. Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к малой Родине и др.
7. Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации) темы любви к малой родине.
8. Знакомство с поэтами, писателями- нашими земляками, их произведениями; 9. Знакомство со знаменитыми людьми своего села.
У педагогов
1. Пополнение своих знаний о возможностях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;
2. Создание единого воспитательно - образовательного процесса реализации проекта.
10. Этапы реализации проекта :
1) Подготовительный: Цель: определить основные направления работы.
Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.
2) Организационный: Цель: апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей группы в процессе ознакомления с историей родного края.
Задачи: - апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет : к родному дому (семье, улице, селу;
- развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям и т. д. ;
- знакомить детей с выдающимися односельчанами;
- развивать чувства ответственности и гордости за культурно-исторические достопримечательности села.
3) Итоговый: Цель: закрепление приобретенных знаний, умений и навыков в работе по патриотическому воспитанию.
Предварительная работа: выставка детских рисунков «Село, в котором я живу» (сентябрь)
Для реализации данных целей сформировано семь тематических блоков:
Блок№1
НОД: Художественно - эстетическое развитие – рисование: «Дом, в котором я живу», «Мой край родной», «Село вечером».
Художественно-эстетическое развитие – лепка «Транспорт на улицах нашего села».
Художественно-эстетическое развитие – аппликация «Дом, в котором я живу».
Познавательное развитие – ознакомление с окружающим миром «Мой дом, моя семья».
Блок №2
Беседы: «Яшалта – наш общий дом», «Значимые места в нашем селе», «Люди каких профессий трудятся в нашем селе?», «Моя малая родина», «Природа родного села», «Где и как я люблю проводить время в Яшалте?», «Выдающиеся односельчане», «Обычаи и традиции народов, проживающих в Яшалте».
Блок №3
Чтение художественной литературы: Стихи земляка Григория Кукарека;
Стихотворение С. Баруздина «Кто построил этот дом?»;
Стихотворение О. Высоцкой «Детский сад»;
Стихотворение И. Сурикова «Детство»;
Рассказ М. Ильина «Машины на нашей улице»;
Рассказ Д. Габе «Моя семья».
Блок №4
Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
Блок №5
Рассматривание фотографий о селе.
Блок №6
Мини-музей
Блок №7
Итоговый – викторина «Мой край родной».
11. Литература:
- Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Воронеж, Изд. «Учитель», 2002г.
- Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». М., Изд. «Мозаика-Синтез», 2015г.
- Л. Е. Кыласова «Развитие речи». Волгоград, Изд. «Учитель»,2008г.
- Г. В. Лаптева «Развивающие прогулки». С-П, ТЦ «Сфера», 2012г.
- Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М., Изд. «Просвещение», 1991г.
- «Хрестоматия для детей старшего возраста». М., ООО «Самовар-книги», 2016г.
- Книга для чтения «Журавушка». Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 2003г.
- Интернет ресурсы: «razdeti.ru»,«ped-kopilka.ru», «nsportal.ru».
11. Приложение
ВИКТОРИНА
«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
для старшего дошкольного возраста
приложение к проекту «Чем живет село родное»
Составила: воспитатель Науменко И. А., октябрь 2017г.
Участвуют 2 команды.
Программное содержание: воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, продолжать знакомить детей с флорой и фауной Яшалтинского района, обобщить знания детей, расширять представления о многообразии природы родного края; учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного села, познакомить со стихами о Родине.
Вед: Ребята как называется наша страна? -Правильно дети Россия. Россия очень большая, огромная страна простирается она на много тысяч километров.
Как велика моя Земля,
Как широки просторы!
Озера реки и поля,
Леса и степь и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга-
Когда в одном краю весна,
Вдругом - снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час,
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней
И то едва домчится.
Первое задание. Ведущая задаёт вопросы для обеих команд. Отвечает тот, кто первым поднял руку. За правильный ответ участнику вручается фишка. 1. Как называется страна, в которой мы живём? 2. Как называется столица России? 3. Как называется село, в котором мы живем? 4. Как называют жителей нашего села? 5. Как называется улица, на которой ты живёшь? 6. Назови номер твоего дома? 7. Сколько этажей в твоём доме? 8. Как зовут твоих родителей? 9. Где работает твоя мама?
10. Где работает твой папа?
Второе задание. Детям показываются фотографии с изображением различных видов родного села, они вспоминают местные виды и рассказывают, что изображено на фото.
Вед: Ребята, для многих из нас Яшалта – село, в котором мы родились, живем, это наша малая Родина. Народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним. Дети вспоминают пословицы и поговорки о Родине: На чужой земле и весна не красна. Для Родины своей не сил, не жизни не жалей. Родина-мать, умей за неё постоять и др.
Третье задание. Командам предлагается найти в зале по «картам-схемам» конверты с разрезанными изображениями (герб, флаг РФ, дети складывают рисунки и называют, что изображено. За быстроту выполнения задания и правильный ответ команды получают фишку.
Вед: Я люблю село родное,
Я люблю свой дивный край,
Дом на холмике высоком,
На окне цветёт герань.
Я люблю и степь, и речку,
И тропинку вдоль полей,
И пьянящий запах сена,
И жужжание шмелей.
Я люблю весны цветенье
И осенний листопад.
Я люблю зимы творенье,
Летний зной и снегопад.
Нет роднее в мире края
Где бы был так счастлив я.
Никогда я не забуду
Сердцу милые места. Паранин Валерий
Четвертое задание. Вед: А сейчас приготовиться отвечать на вопросы, что же вы знаете о родном крае. 1. Какие реки Яшалтинского района вы знаете? 2. Дети, назовите села нашего района. 3. Ребята, какие деревья произрастают в наших краях? 4. Какие животные обитают? 5. Назовите птиц живущих в нашем краю. 6. Дети, какие виды рыб обитают в реках, которые вы называли?
Игра «Кто больше выловит рыбы в реке»
Игра «Кто быстрее соберет речные камешки»
Пятое задание. Вед: - Ребята, что такое степь? Это дом животных и птиц, там они живут и питаются.
Загадки задаются командам по очереди. 1. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками (еж) 2. Это что за зверь лесной встал как столбик под сосной И стоит среди травы уши больше головы (заяц) 3. Хвост пушистый, мех золотистый в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
4. Кто зимой холодной, ходит злой голодный (волк)
5. Мы пасемся, ходим цепью, дружим с австралийской степью.
Мы кудрявы, бе-бе-бе, нашу шерсть бери себе (овцы, бараны)
6. Столбиком стоит зверек на степной тропинке.
Он и вдоль, и поперек знает все травинки (суслик)
7. Мы пасемся табунами под упругими ветрами.
Лучше степи ничего нет на свете, иго-го! (лошади)
8. Скоро будет время вьюг, в доме кот мурлычет.
Клином мы летим на юг, жалобно курлычем (журавли)
9. Я живу в большой степи. Здесь привольно, пи-пи-пи!
А приятель мой хомяк лег на травку, как в гамак (мышь)
Вед: Любимое село!
Родимый сердца уголок,
Хочу поздравить с юбилеем!
И крикнуть громко, как пастух в рожок:
- Люблю тебя, прекрасное селение!
Здесь родилась, живу и в садик я хожу.
Хоть всю страну пешком я обойду,
Но лучшего села нигде я не найду. (Ковалевская Дарья)
Вед: - Молодцы ребята. Вы хорошо выполняли задания, правильно отвечали на все вопросы. Теперь пришло время подвести итоги нашей викторины.
Подводятся итоги и награждение детей.