Светлана Соколова
Проект «Царица-Капуста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Царица-Капуста»
Паспорт проекта
1. Вид проекта : исследовательский – творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный (октябрь)
3. Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
4. Актуальность темы:
Темочки:
- Капуста. Все о капусте
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Любовь к Родине зарождается в детстве. Что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо. Семейные традиции приобщают ребенка к познанию истории народа, его национальных особенностей, нравов и обычаев. Именно родная культура должна лежать в основе личности. Огромную роль в воспитательно-образовательном процессе играет ознакомление детей с народными обычаями своей страны.
Осень – время собирать урожай! Готовясь к осеннему празднику, каждая семья приносила фотографию своего «удачного урожая»
«Посмотрите, какая у нас выросла капуста!» - говорили дети.
Большая, аппетитная, хрусткая, очень вкусная!
А что это за овощ, такой? Как узнать? Кто поможет узнать?
Капусту называют «первой барыней» на огороде осенью. Наши предки знали толк в целебных свойствах капусты. Да и в наше время капуста любимой овощ во многих семьях. С целью сплочения детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью, через изучение народных праздников и традиций, был запущен в нашей группе проект по теме : «Капуста – королева овощей».
5. Цели проекта :
1. Развить предпосылки поисковой деятельности и познавательной активности детей.
Установить взаимные доверительные отношения между педагогами и родителями по развитию исследовательских способностей детей в познавательной деятельности.
2. Формировать нравственное отношение к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям в условиях партнерского взаимодействия с семьей.
6. Задачи проекта :
1. Формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого. Активно использовать его элементы: пословицы, поговорки, загадки, считалки, песни. Творчески воплощать их в музыкальной, познавательной, речевой, игровой и изобразительной деятельности.
2. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями своего народа: рубка капусты и заготовка её на зиму - одна из важных осенних работ у деревенских женщин;
3. Углублять представления детей об овощах - разных видах капусты и использовании их в пищу;
4. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о капусте; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей.
5. Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Продукт проектной деятельности :
1. Выставка поделок: «Капуста - королева овощей».
2. Стенгазета «А меня нашли в капусте»
3. Практическое занятие: «Обучались мы искусству, квасить свежую капусту»
4. Праздник «Капустные посиделки»
Основные направления реализации проекта
Этапы работы над проектом
Схема реализации проекта
Продукты проектной деятельности
Презентация проекта
6. Этапы работы над проектом
ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ
Подготовительный этап
Дидактические игры;
рассматривание иллюстраций видов капусты;
пальчиковые игры;
подвижные игры;
чтение художественной литературы.
Постановка педагогами, родителями цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Привлечь родителей к решению проблемы.
Организация предметно-развивающей среды.
Изготовление картотек:
пальчиковых игр, художественного слова, подвижных игр, дидактических игр, маски для театрализованных и подвижных игр, подбор иллюстративного материала для использования в непосредственно-образовательной деятельности.
Подбор художественной литературы о капусте.
Выработать единые подходы к организации работы над проектом.
Разработать план реализации проекта «Капуста – королева овощей»
Формирование проблемы:
- формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого;
- активно использовать его элементы: пословицы, поговорки, загадки, считалки, песни;
-творчески воплощать их в музыкальной, познавательной, речевой, игровой и изобразительной деятельности.
Формулировка темы.
Выработать единые подходы к осуществлению проекта.
Создание условий для заинтересованности детей.
Систематизация информации
Выбор темы для исследовательской работы.
Обследование материала (капусты и ее видов)
Рассказы о даче, сборе урожая.
Беседы об окружающем на прогулках. Беседы с детьми и родителями.
Обсуждение тем.
Основной этап:
Практическая деятельность.
Исследовательская деятельность
Конструирование и ручной труд.
Дидактические игры.
Подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Разучивание стихотворений и песен.
Настольные игры.
Рисование рисунков.
Работы по аппликации.
Подготовка докладов по исследованию капусты.
Практические работы.
Проведение опытов.
Помощь в выборе материала.
Снабжение необходимым материалом.
МК родителей по лепке из соленого теста.
Помощь родителей в исследовательской деятельности детей.
Практическая помощь в заготовке капусты на зиму.
Подготовить консультации для родителей на темы:
«Этот удивительный овощ – капуста»
«Полезные блюда для ваших детей»
«Поиграйте с детьми в дидактические игры: «Назови ласково», «Посчитай», «Какой, какая, какие?»
Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Тук –тук – тук раздается в доме стук»
Выставка поделок: «Осень пахнет капустой»
Заключительный этап
Оформление выставки «Осень пахнет капустой;
Практическое занятие: «Обучались мы искусству, квасить свежую капусту»;
Стенгазета «А меня нашли в капусте»
Праздник «Капустные посиделки».
Информационная помощь семьям в оформлении работ.
Совместное выполнение работ и оформление выставки.
Активное участие родителей в празднике «Капустные посиделки»
Презентация проекта «Капуста – королева овощей».
Схема реализации проекта
РАЗДЕЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИДЫ ДЕТСКО - ВЗРОСЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социально – коммуникативное развитие
Дидактическая игра «Овощное домино»
Цель: расширять знания детей об овощах
«Найди по описанию»
Цель: учить выделять характерные признаки капусты
Дидактическая игра
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать тактильные ощущения, речь детей
Дидактическая игра «Овощной магазин»
Цель: Уточнить знания детей, что овощной магазин – это магазин, в котором продают овощи
Дидактическая игра «Загадай-ка»
Цель: Учить детей придумывать загадки по опорной схеме
(круглая, зеленая, большая, твердая, хрустящая, сочная – капуста)
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Учить детей собирать разрезанную картинку, затем описать изображение
Подвижная игра “Соберем капусту в мешки”
Цель: развивать ловкость
Подвижная игра
«1, 2, 3 к капусте беги»
Цель: упражняться в быстром беге, развивать быстроту реакции
Подвижная игра
«Варим борщ»
Цель: развивать быстроту реакции, закреплять знания детей об овощах
Игра «Ты катись, катись капуста»
Сюжетно-ролевые игры: «Поваренок», «Овощной магазин».
Настольные игры: «Сад», «Огород».
Речевое развитие
Рассказывание по картине «На огороде»
Цель: Развивать умение составлять связанный рассказ по картине.
Чтение белорусской народной сказки «Пых»
Загадки о капусте
Цель: развивать интерес к загадкам, воспитывать воображение
Поговорки, пословицы о капусте
Цель: прививать интерес к устному народному творчеству
Чтение стихотворений:
В. Суслов «Осенью»
И. Мазнин
Заучивание стихотворения с помощью мнемоники:
И. Гринёв «Капуста»
Познавательное развитие
Темы семейных исследований:
Почему животные и звери любят капусту?
Почему она полезна человеку?
Какие блюда можно приготовить из капусты?
Где «родина» капусты и какие у нее «родственники»
Цель: дать детям знания о том, где впервые вырастили капусту, отметить на карте, объяснить, почему назвали «капуста». Углублять и расширять знания детей по темам.
Тема: «Вся капуста хороша»
Цель: Закрепить знание детей о разновидностях капусты, о её свойствах, уточнить форму, цвет, размер, вкус, сочность, запах.
Тема: «Сто одежек и все без застежек?»
Цель: Познакомить детей со строением капусты. Уточнить знания детей о разновидности капусты и её качествах.
Тема: Вода в жизни растений
Цель: Дать детям представление о потребности растений в воде
Тема: «Семена капусты»
Цель:
Рассмотреть семена капусты под лупой. Дать детям знания о том, что внутри семечка находится ядро, и из него прорастает росток
Тема: Что за скрип, что за хруст?
Цель: Дать детям возможность попробовать капусту на вкус и формировать умения описывать свои впечатления.
Тема: Лекарственное растение капуста
Цель: Познакомить детей с полезными свойствами капусты в медицине, рассказать о народных рецептах. Показать на примере способы прикладывания на больное место капустного листа
Практическое занятие:
«Обучались мы искусству, квасить свежую капусту»
Цель: Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме;
Обобщить знания о свойствах капусты;
Изготовление стенгазеты «Кто откуда, а мы с дачи»
Рассказать детям и выслушать их рассказы, когда и как убирают урожай. Дать знание детям как убирают овощи (срезают, выкапывают)
Подбор иллюстраций и наглядных пособий муляжей овощей и фруктов; подбор книг по данной теме.
Художественно – эстетическое развитие
Аппликация
Тема: «Поможем маме сварить борщ»
Цель: Учить детей составлять композицию, закрепить форму, цвет.
Лепка:
«Отгадай загадку и вылепи отгадку»
Цель: учить передавать форму, величину, цвет капусты. Закрепить технические навыки лепки.
Тема: «Сто одежек и все без застежек»
Цель: учить детей передавать основную форму и характерные особенности капусты. Развивать эстетическое восприятие, учить красиво располагать изображение на листе.
Изготовление атрибутов на праздник «Капустные посиделки»
Конкурс поделок «Осень пахнет капустой».
Выпуск стенгазеты «А меня нашли в капусте»
Хороводы: «Вейся, завейся, капуста» «На горе то калина
Песня-танец «Шел козел» «Танец с ложками»
Сценка из сказки «Кошкин дом»
Сценка «Однажды хозяйка с базара пришла»
Физическое развитие
Утренняя гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Картотека загадок про капусту
Без счёту одёжек и все без застёжек. (капуста)
Толстушки Матрёшки – кругляшки, белоножки,
На грядку встали, на головы намотали
По семьдесят платков – и все без узлов. (капуста)
Вот на грядке новая загадка:
Сто листов, а вовсе не тетрадка. (капуста)
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста, если я. (капуста)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит щи, иди, меня ищи (меня в них ищи). (капуста)
Не книжка, а с листьями. (капуста)
Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки и крупной соли полмешка. (капуста)
Латка на латке, а игла не была. (капуста)
Был ребёнок – не знал пелёнок.
Стал стариком – сто пелёнок на нём. (капуста)
Наши зайцы не грустят, кочерыжками хрустят,
Зайцам из-за хруста нравится (капуста)
Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу.
У неё листочки с хрустом, а зовут её. (капуста)
Закудрявилась листва, закрутилась густо,
Вышла чудо-голова – выросла (капуста)
Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (капуста)
Стоит поп низок, на нем сто ризок. (капуста)
Стоит старушка на грядках, вся в сорока заплатках. (капуста)
Юбки свои накрахмалив до хруста,
Гордо расселась на грядке. (капуста)
Сидела на пенёчке, а заснула в бочке. (капуста)
Сидит на грядке Матрёна, вся сплошь зелёна,
На ней сто одёжек и все без застёжек. (капуста)
В ней столько листьев, посмотри!
И кочерыжка есть внутри. (капуста)
Мы кочерыжкой похрустим, а гостя щами угостим. (капуста)
Лоскуток на лоскутке – зелёные заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке. (капуста)
Лето целое старалась – одевалась, одевалась…
А как осень подошла, нам одежки отдала.
Сотню одежонок сложили мы в бочонок. (капуста)
Нарядилася Алена в сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо. Узнаешь ее?. (капуста)
Стихи про Капусту
Белая и хрусткая,
Зовут меня капусткою.
Вкусная, полезная –
Прогоню болезни я.
* * *
Глянь, капуста в огороде
Разодета вся по моде!
Сто нарядов, это слишком!
Под листами – кочерыжка!
Сибирцев В.
* * *
Если вас нашли в капусте,
Нет у вас причин для грусти,
Потому что вам тогда
Обеспечена еда.
Ивойлова А.
* * *
В жаркий день и в день прохладный
Капуста хочет быть нарядной.
Стоит она на крупной ножке
В охапке держит все одежки.
Г. Гринев
* * *
Это барыня-капуста
Завернула листья в шар.
«С клюквой будет очень вкусно» —
Так сказал нам кулинар.
Довженко Наталья
* * *
Не люблю, чтоб было пусто
В животе, и ем капусту!
Без сомненья, этот овощ
Для пищеваренья – помощь!
Громова Людмила
* * *
В огороде, по ночам
Думу думает кочан:
- Не боюсь холодных рос,
А боюсь голодных коз.
А забор так низок!
А рассвет так близок!
Чует кочерыжка -
Мне сегодня крышка!
Тетушка АУ