Валентина Ахметвалиева
Проект «Бумагопластика как средство развития мелкой моторики для детей со сложной структурой дефекта»
▼ Скачать + Заказать документы
«Бумагапластика — как средство развития мелкой моторики для детей со сложной структурой дефекта»
1. Введение. Проблема, на решение которой направлен проект.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети с ДЦП уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, дефектологов тем не менее, проблема недостаточности теоретического и, особенно практического материала по данной теме является одной из главных.
Публикация «Проект „Бумагопластика как средство развития мелкой моторики для детей со сложной структурой дефекта“» размещена в разделах
Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
У многих детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:
• скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
• недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от правильного сочетания специального лечения и специального обучения.
Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром и поэтому я решила взять эту тему. И это тема всегда актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М. М. Кольцов) - следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию мелкой моторики и творческих способностей у детей через бумагупластику
2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.
Цель : развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых в работе с бумагой.
Основные задачи:
• формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
• учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
• учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
• обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
• развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
• развитие речевых навыков;
• развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
• воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
• воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Бумажная пластика-это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала- бумаги.
Гипотеза: творческие способности детей с Д. Ц. П. дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при условии, способствующих их развитию :
Создание условий для развития творческих способностей детей через бумагопластику.
Апробация системы занятий на основе дидактических игр и экспериментирования.
3. Содержание и условия педагогической работы:
Первый этап. Подготовительный:
1. Провести анализ опыта работы педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
2. Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей с ДЦП на основе анализа методико-педагогической литературы.
3. Определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей воспитанников.
4. Подобрать дидактические и методические пособия, а также коллекцию разнообразной бумаги.
Второй этап. Организационный:
1. Формировать интерес к бумагопластике.
2. Практически знакомить со свойствами бумаги.
3. Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
4. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
Третий этап. Практический:
На занятиях по ручному труду и во вторую половину дня:
1. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
2. Формировать относительную устойчивость замысла.
3. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
4. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
5. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
6. Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей
7. Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагапластику.
Наименование этапов. Мероприятия.
Ответственные. Сроки
Результат
Подготовительный Проведение мониторинга.
Организация и обработка результатов исследования.
Подборка дидактических и методических пособий, а также разных видов бумаги. сентябрь Данные исследования.
Приобретение
дид. игр и рабочего материала.
Организационный Консультации по потребностям родителей.
Экспериментирование с бумагой. Октябрь Психолого-педагогическая компетентность родителей.
Выявление св-в бумаги.
Практический Организация и проведение игр и занятий с детьми.
Примерные темы творческих заданий:
«Плыви кораблик» - бумажная мозаика.
«Осенний наряд деревьев» - тычкование бумаги.
«Зимний пейзаж» - рваная бумага.
«Сказочные цветы» - бумажная полоска.
«Снеговик возле елки» - смятая бумага.
«Козленок» - бумажные комочки.
«Рыбки в аквариуме» - оригами.
«Теремок» - бумажная трубочка.
«Красивые цветы» - скатывание.
«Букет для мамы» - квилинг.
«Петушиная семья»-скручивания.
«Лето»-гафрировка.
С ноября по апрель
Знания, умения и навыки детей.
Итоговый Проведение итоговой диагностики.
Организация творческих выставок детских работ. Май Выявление уровня развития творческих способностей детей.
Четвёртый этап. Итоговый:
1. Определить эффективность работы традиционных методик в отношении развития творческих способностей воспитанников.
2. Осуществить анализ полученных результатов.
3. Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
4. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
5. Организовать творческие выставки детских работ.
6. Диагностировать творческие способности воспитанников.
4. План-график работ.
Работа с родителями:
• Для родителей провести консультации «Играя - творим»;
• В уголке для родителей поместить программу для детей с отклонениями в развитии «Солнечные зайчики»;
• Организовать выставку совместных работ родителей и детей на тему : «Фантазируйте вместе с детьми»;
• Создать фото-коллаж «Умные ручки».
Участники проекта :
1. Дети -8 человек.
2. Воспитатели-2 человека.
3. Родители - по количеству детей.
Срок реализации: 19-20 учебный год
В процессе выполнения проекта возникли следующие проблемы:
• Сбор коллекции разнообразной бумаги.
• Материальная финансовая сторона.
• Подборка специализируемой литературы.
Распространение результатов.
Формы распространения накопленного опыта:
• Выставка работ в рамках методического объединения воспитателей дошкольного отделения.
• Участие на региональных и всероссийских конкурсах с работами детей.
• Проведение итоговых семинаров-практикумов, мастер-классов.
• Подготовить презентацию по итогам работы.
Контрольное обследование умений и навыков.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что дети, работая по бумагопластике, усваивают тему, у них хорошо развивается мелкая моторика рук, дети учатся работать самостоятельно, помогают друг другу, приобретают такой навык как уметь слушать воспитателя и своих сверстников, а также у ребят развивается воображение и фантазия. Все это обуславливает общее развитие творческих способностей детей посредством обучения бумагопластике
Литература
1. Под редакцией Л. А. Парамоновой Программа «Истоки»,
2. Л. А. Парамонова - «Бумагопластика».