Дьячкова Галина Петровна
Проект «Богатыри земли русской» подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Солнышко" г. Вуктыл
Проект
Составили воспитатели
Дьячкова Галина Петровна, Елсукова Елизавета Владимировна
2018 г.
Актуальность и социальная значимость:
Публикация «Проект „Богатыри земли русской“ подготовительная группа» размещена в разделах
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие "патриотизм "включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в Х - ХIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских. которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна.
Данный проект позволяет в легкой игровой форме дать детям начальные знания об истории нашей Родины, русских богатырях. Известна истина : "Что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда".
Паспорт педагогического проекта :
1. Тип проекта : познавательно - игровой, творческий
2. По числу детей: групповой
3. По продолжительности: среднесрочный (3недели)
4. Участники проекта : воспитанники и родители воспитанников подготовительной группы, воспитатели: Дьячкова Галина Петровна, Елсукова Елизавета Владимировна; учитель физической культуры: - Досова Лариса Александровна.
Цель проекта :
Формирование духовности, чувство патриотизма у детей через знакомство с былинами и легендами русского народа.
Задачи проекта :
• познакомить с историей нашей Родины;
• познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях;
• формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, Великих русских богатырях - защитниках земли русской; раскрыть понятие "Былиный богатырь"
• изучить характерные детали одежды, вооружения доспехов;
• развивать интерес к языку былин, преданий о богатырях;
• воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной страны.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Ожидаемый результат:
• сформировать у детей представления о былине, былинных героях - богатырях;
• знать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей;
• проявление творческой активности ребенка в познании окружающего мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе новых впечатлений;
• заинтересованность родителей данной темой и вовлечение их в процесс реализации проекта;
Продукты проекта :
• выставка рисунков;
• прикладное творчество;
• создание альбома "Богатырь на коне"
• картотека игр по теме "Богатыри";
• Изготовление щита и меча своими руками.
Основные формы и виды деятельности по реализации проекта :
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• заучивание стихотворений;
• рассматривание иллюстраций и фотографий;
• подвижные, дидактические, хороводные и словесные игры;
• игры - драматизации;
• выставка рисунков;
Первый этап - подготовительный
• определение целей и задач по организации проекта
• подбор художественной, методической литературы; игрового, дидактического и иллюстрированного материала для детей
• обсуждение с родителями проекта; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта; определение содержания деятельности всех участников проекта;
• составление плана мероприятий
Второй этап – практический (реализация)
Третий этап – заключительный (итоговое мероприятие)
Формы работы с детьми
Формы работы Содержание
1. Организованно -образовательная деятельность. Развитие речи. Чтение русской народной сказки : "Никита Кожемяка" ; чтение былины "Илья Муромец и Соловей разбойник";
Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: "Защитники Родины";
Изобразительная деятельность. Аппликация (коллективная композиция). Тема: "Тридцать три богатыря";
Изобразительная деятельность. Рисование.
Тема: "Богатыри земли русской".
2. Образовательная деятельность в режимных моментах. • рассматривание картин "Богатыри" В. М. Васнецова и "На заставе богатырской"; рассматривание книги "Богатырские оружия"; рассматривание иллюстраций по теме: "Богатыри земли русской".
• беседы:, "Сильна богатырями земля русская!", "кто они - богатыри земли русской?", "как наши предки защищали Русь от врагов", "крепости и богатыри", "Россия - родина моя", "кто они - былинные богатыри", "чем отличается сказка от былины", "как стать богатырем", "откуда мы родом".
• приобщение к художественной литературе: "Сказка о царе Салтане" А. С. Пушкин, "Никита Кожемяка", "Василиса Микулишна";
рассказы воспитателя : "Оружия защитников русской земли", рассказ о первом богатыре Святогоре; рассказ воспитателя об одежде русских богатырей;
В. Берестов "Богатыри";
Загадывание загадок о великих подвигах богатырей; знакомство с пословицами и поговорками о богатырях;
Разучивание чистоговорок: "Ба - бе - ба у Ильи - Муромца новая изба", Бы - бы - бы у Ильи Муромца нет избы.
Просмотр мультфильма: "Алёша Попович и Тугарин змей", просмотр презентаций: "Богатырская Русь", "Русский богатырь", слушание песни: "Богатырская сила". А. Пахмутова.
• дидактические и настольные игры: "четвёртый лишний", "что нужно в бою богатырю", "найди богатыря", "кого не стало"; Пазлы "собери богатыря в путь дорогу".
• подвижные игры: "поймай за хвост змея Горыныча", "попади в цель", "зимний снайпер", "богатырская застава", "стрелок ";
• Словесные игры: "что мы делали не скажем. ". "узнай по описанию"
• Сюжетно - ролевые игры: "Илья Муромец и Соловей разбойник", "богатыри в быту", "богатыри охраняют землю русскую"
• Игра - драматизация: "В гостях у трёх богатырей".
• разучивание стихотворения : В. Берестова "Богатыри";
• Выставка рисунков "Богатырь на коне".
• Оригами. "Богатырский шлем";
3. Самостоятельная деятельность детей. • рассматривание картин, иллюстраций,
• раскрашивание раскрасок.
• настольные и дидактические игры: пазлы "собери богатыря в путь дорогу", "четвертый лишний", "кого не стало".
4. Создание развивающей среды • Пополнить предметно - развивающую среду группы атрибутами по проекту.
• внести дидактические и настольные игры: пазлы "Собери богатыря в путь дорогу"; "Что нужно в бою богатырю"; • пополнить книжный уголок книгами :
Работа с родителями
Папки - передвижки "История трёх богатырей"
Консультации для родителей "патриотическое воспитание в семье"
Статьи в родительском уголке "Что такое былины"
Помощь родителей в создании библиотеки: тексты былин для чтения, загадки, пословицы о Родине.
Помощь родителей в изготовлении картотеки игр по теме: "Богатыри"
Помощь родителей в организации развивающей среды по проекту "Дидактические и настольные игры своими руками"
Помощь родителей в изготовлении элементов детского богатырского оружия (щит и меч) Пополнение книжного уголка.
Картотека игр.
Изготовление дидактических игр.
Изготовление щита и меча.
Привлечение родителей к итоговому мероприятию по физической культуре "А ну - ка мальчики. Школа молодого бойца" Участие в спортивном празднике: "А ну - ка мальчики. Школа молодого бойца".
Используемая литература:
1. Ветохина А. Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 192 с.
2. Патриотическое воспитание дошкольников в проекте «Недаром помнит вся Россия» «ДС будущего. Гал. творч. проектов»№3/2014. стр20
Интернет - источники:
1. https://nahideti.ucoz.ru/index/proekt_quot_russkie_bogatyri_quot/0-359
2. https://www.maam.ru/detskijsad/planirovanie-po-teme-zaschitniki-otechestva-v-podgotovitelnoi-grupe.html
3. https://infourok.ru/kalendarnotematicheskoe-planirovanie-na-nedelyu-bogatiri-zemli-russkoy-1859044-page2.html
4. https://www.maam.ru/obrazovanie/bogatyri