Семенова Алина Владимировна
Проект «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Богатыри земли русской»
Введение: С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений: Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др. несли верную службу, защищая Родину. Если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма.
Публикация «Проект „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
Актуальность: Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Поэтому очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе и верности русского народа своему Отечеству. На Руси в X–XIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта: одна неделя.
Участники проекта: воспитанники группы «Родничок», воспитатели, родители, учитель-логопед, специалисты ДОУ.
Цель: сформировать у детей представление об образе былинного богатыря как защитника земли русской, о былине как о жанре устного народного творчества.
Задачи:
• закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси;
• способствовать проявлению интереса к историческим событиям и личностям, первым защитникам земли русской;
• развивать познавательный интерес у детей, желание получать новые знания из книг, видеофильмов;
• развивать речь детей, умение выражать свои мысли, впечатления;
• развивать творческие способности;
• воспитывать в детях отвагу, мужество;
• побуждать оказывать помощь тем, кто нуждается в защите.
Методы и технологии:
беседа;
просмотр презентации;
настольно-печатные игры;
подвижные игры и др. ;
релаксационные упражнения.
Предполагаемый результат:
• у детей сформируются представления об образе былинного богатыря как защитника земли русской, о былине как о жанре устного народного творчества;
• использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по теме;
• различать и называть богатырские доспехи и оружие;
• развитие познавательной активности детей;
• обогащение речи, словарного запаса детей;
• развитие у детей интереса к поисковой деятельности;
• вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс.
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный.
Прием 3-х вопросов:
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где мы это можем узнать?
- Были богатыри.
- Они сражались с врагами.
- Кто такие богатыри?
- Как звали русских богатырей?
- С кем сражались?
- Кого защищали?
- Какое оружие у них было?
- Как стать богатырём?
- Спросить у родителей;
- В книгах;
- Посмотреть видеофильм;
- Занятия в детском саду;
- Презентация в детском саду.
Разработка проекта:
1. Изучение уровня знаний детей по теме.
2. Подбор методической литературы по теме проекта.
3. Подбор художественной литературы.
4. Просмотр фильмов и презентаций.
5. Создание развивающей среды для осуществления проекта:
• ЛЭПБУК «Богатыри земли русской»;
• Карточки с изображениями богатырей;
• Дидактические игры «Сложи картинку», «Собери богатыря в поход», «Угадай о ком я говорю», «Назови и объясни», «Да – нет», «Подбери слова».
6. Разработка познавательных видов деятельности (беседы, презентации).
7. Разработка папок-передвижек в уголок для родителей.
8. Работа с родителями:
• Чтение детям книг, энциклопедий по данной теме;
• Изготовление вместе с детьми элементов детского богатырского костюма (шлем, кольчуга) и оружия (лук, колчан, стрелы, щит, меч);
• Совместный с детьми просмотр мультфильмов о богатырях.
9. Составление плана основного этапа проекта.
2 этап – Основной. Реализация проекта.
Направления работы Виды деятельности Задачи Сроки проведения
Познавательное развитие
Беседа на тему: «Кто такой русский богатырь?»
Беседа на тему: «Подвиги русских богатырей»
Беседа на тему: «Как стать богатырем?»
Просмотр презентации: «Богатыри Руси»
Рассматривание картин:
«Три богатыря» Васнецов В. М. ,
"Илья Муромец и Соловей-разбойник" И. Билибин,
"Святогор" Н. Рерих.
НОД «Былинные богатыри – защитники земли русской»
- развивать речевую активность детей;
- воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа.
- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу, уважение к русским воинам, желание им подражать.
- познакомить детей с русскими богатырями;
- поддерживать интерес к первым защитникам русской земли.
- формирование словарного запаса детей;
- расширить знания детей о богатырях;
- воспитывать чувство патриотизма.
- формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси;
- закреплять представление о былине;
- активизировать словарь детей;
- развивать конструктивно-творческие способности, эстетический вкус при выполнении заданий продуктивного характера (расписывание богатырских щитов).
Социально-коммуникативное развитие
С/р игра «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
С/р игра «Три богатыря»
Д/ игры:
- «Угадай, о ком я говорю»;
- «Подбери слова»;
- «Сложи картинку»;
- «Назови и объясни»;
- «Да – нет»;
- «Собери богатыря в поход».
- закрепить знания детей о богатырях;
- развитие ролевого взаимодействия.
- закрепить знания детей о богатырях;
- развитие ролевого взаимодействия;
- развитие диалогической речи.
- закрепить знания о богатырях;
- умение выделять главный предмет;
- умение вести диалог;
- умение складывать разрезные картинки.
Речевое развитие
Отгадывание загадок по теме.
Разучивание пословиц и поговорок о силе, смелости, храбрости.
Чтение художественной литературы:
- «Русские богатыри» И. Карнаухова;
- «Русь» И. Никитин.
Чтение стихотворений
Чтение былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Первый бой Ильи Муромца», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Добрыня Никитич» и др.
Составление рассказов по картине В. Васнецова «Богатыри».
Рассуждения детей о богатырях.
Составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем».
Дидактические игры:
- «Что нужно богатырю на службе и в бою»;
- «Что лишнее?».
- приобщение к художественному слову.
- приобщение к художественному слову.
- учить отвечать на вопросы по содержанию произведения;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие устной связной речи.
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие интонационной выразительности речи;
- развитие устной связной речи.
- познакомить с произведениями русского народного творчества;
- обогащение словарного запаса.
- продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над ее содержанием;
- формировать умение составлять рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст;
- воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.
- развитие связной устной речи;
- учить детей высказывать свою точку зрения по данной теме.
- умение выделять лишние предметы.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Богатырь»
Работа в альбомах для раскрашивания:
- «Богатыри»;
- «Бой богатыря»;
- «Три богатыря».
Лепка «Богатырский конь»
Аппликация «Укрась щит богатыря»
Рассматривание картин:
В. Васнецов
- «Богатыри»;
- «Витязь на распутье»;
Н. Рерих
- «Илья Муромец»
Прослушивание музыки:
- звучание гуслей;
- «Богатырская сила» А. Пахмутова, Н. Добронравов.
- закрепить знания по теме;
- совершенствовать навыки рисования людей.
- развитие мелкой моторики рук;
- совершенствовать навыки раскрашивания.
- совершенствовать навыки лепки.
- развитие мелкой моторики рук;
- умение вырезать по контуру.
- формирование словарного запаса детей;
- расширить знания детей о богатырях;
- воспитывать чувство патриотизма
- знакомство с русским народным творчеством;
- вызвать положительные эмоции.
Физическое развитие
Подвижные игры:
- «Чья дружина быстрее соберется?»;
- «Выручай!»;
- «Не попадись».
Эстафеты:
- «Перетяни канат»;
- «Меткий стрелок»;
- «Кто больше соберет камней».
Физкультминутка «Богатыри»
Физкультминутка «Молодцы-удальцы»
Пальчиковая гимнастика
Комплекс утренней гимнастики «Богатырская зарядка»
- развитие общей физической готовности;
- развитие связной речи.
- развитие связной речи;
- развитие общей физической готовности.
- умение координировать речь с движениями.
- умение координировать речь с движениями.
- развитие мелкой моторики.
- развитие общей физической готовности.
3 этап – Заключительный.
Содержание мероприятий
1. Создание презентаций «Богатыри Руси», «Доспехи и оружие русских воинов».
2. Подбор информации в энциклопедиях, книгах по теме проекта; поиск иллюстративного материала.
3. Создание презентаций о богатыре (на выбор).
4. Создание ЛЭПБУКА «Богатыри земли русской».
5. Выставка «Щиты богатырей»
6. Фотоколлаж «Богатыри Руси», папки-передвижки в уголок для родителей.
7. Физкультурный досуг «Богатырские забавы»
8. Оформление результатов проекта.
Выводы по результатам проекта:
• Данная работа позволила пробудить интерес детей к изучению истории Земли Русской.
• Слушая музыкальные произведения, читая художественную литературу и рассматривая репродукции картин художников, у детей развивается эстетический вкус.
• Во время бесед дети учились высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, используя формы речевого этикета, что является следствием развития связной речи.
• Во время, рассматривая иллюстраций, дети расширяют и уточняют представления о предметном мире, об истории предметов, что способствует развитию познавательных интересов детей.
• Накопленные впечатления дети с удовольствием отражают в изобразительной и театрализованной деятельности, что способствует развитию воображения, творческих способностей.
• В процессе работы установилось тесное сотрудничество с родителями.
• Совместно с детьми родители принимали активное участие в выставке творческих работ, знакомились с былинными героями, участвовали в выставке «Щиты богатырей».
Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны