Ирина Александровна Рогачева
Проект «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №15
г. Александров 2018
Вид проекта : творческий, информационно – исследовательский, краткосрочный
Срок реализации проекта : 2 недели
Интеграция областей: социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта : воспитатели Куренкова Е. Н., Рогачева И. А., дети старшей группы: №9, логопедическая старший возраст №8.
Проект
Публикация «Проект „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
Тема: «Богатыри Земли Русской»
Цель проекта : Формирование духовности, чувства патриотизма у детей через знакомство с былинами и легендами русского народа.
Задачи проекта :
Образовательные:
• формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• формировать представление о России как о родной стране;
• формировать умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
• познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях;
• формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской; раскрыть понятие «былинный богатырь»;
• изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов.
• стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
Воспитательные:
• воспитывать стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
• воспитывать стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
• воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной страны;
• воспитывать чувство патриотизма, любви к предкам, к своей Родине;
• воспитывать чувство ответственности друг за друга, чувство коллективизма, чувство гордости за родителей.
Развивающие:
• развивать умение создавать творческие работы совместно с родителями на тему «былинные герои»;
• развить интерес к языку былин, преданий о богатырях;
• развивать свободное общение взрослых и детей, в различных формах и видах детской деятельности.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Предварительная работа:
Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка».
Беседа «Богатыри земли Русской. Былины».
Слушание фрагментов произведений: М. П. Мусоргский «Богатырские ворота», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила».
Слушание в аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»
Дидактические игры «Собери богатыря в дорогу», «Назови доспехи богатырские»
Просмотр мультипликационных фильмов о былинах и богатырях;
Коллекционирование иллюстраций к былинам;
Проведение экскурсии в районную библиотеку.
Актуальность:
С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины.
Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои: Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др. несли верную службу, защищая Родину, которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного возраста не очень много о них знают. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и верности русского народа своему Отечеству.
Предполагаемый результат.
С педагогами:
1. Изучить литературу по теме.
2. Создать презентацию по теме: «Богатыри земли русской».
3. Овладение педагогами практическими навыками в организации работы по формированию представлений о традициях народа.
С детьми:
1. Повысить заинтересованность детей к возрождению народной культуры своего народа.
2. Сформировать у детей представления о былинах, былинных героях, богатырях– защитниках Отечества.
С родителями:
1. Повышение компетенции родителей в вопросах формирования нравственно – патриотических чувств у детей.
2. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».
3. Оформление информационного стенда для родителей.
4. Активное участие родителей в театрализованной деятельности.
Проблемная ситуация:
Цель: Формирование чувств патриотизма у детей через знакомство с былинами и легендами русского народа.
После развлечения, посвященyого дню Защитника Отечества, Игорь принес в группу книгу А. К. Толстого «Былины» и диск с м/ф. Алик спросил: «Кто эти герои? Почему так одеты?». Славик говорит: «Это какие-то воины …» На это Игорь ответил: «Это три богатыря!» Дети обратились к воспитателю и попросили включить диск «Три богатыря»
Решение: Игорь рассказал детям о богатырях и вместе с воспитателем посетили комнату в саду «Русская изба» и познакомились с традициями, бытом русского народа.
Этапы проекта :
– подготовительный этап;
– основной этап;
– творческий этап.
Формы реализации проекта :
– беседы с детьми;
– игровая деятельность;
– познавательно-исследовательская деятельность;
– творческая деятельность;
Методы проекта :
игровые: дидактические игры, подвижные игры;
словесные: беседы, чтение художественной литературы, стихов, считалок, сказок, загадок;
практические: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка, дидактические игры, подвижные игры.
наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций.
1. Подготовительный этап: (сбор информации)
Цель: Определить основные направления работы.
разработка этапов проектной деятельности;
создание предметно-развивающей среды;
разработка дидактических игр;
подбор информации по теме былинные богатыри, тематические консультации;
Проект реализуется через осуществление трёх проектных линий :
1. Организационно-методическая работа педагогов
- Изучение литературы по патриотическому воспитанию.
- Творческая деятельность по расширению и обогащению предметно развивающей среды атрибутами
2. Организация работы с детьми
- Мониторинг знаний детей о защитниках земли русской (устный опрос).
- Посещение библиотеки с детьми.
-Образовательная деятельность в русской избе ДОУ (экскурсии, беседы, театрализованные игры).
- Совместное с детьми изготовление атрибутов.
3. Взаимодействие с родителями.
- Информация для родителей на тему «Патриотическое воспитание на основе былин в детском саду и семье», «Роль былин в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
- Вовлечение родителей в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.
- Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории о богатырях земли русской.
Повышение компетенции родителей в вопросах формирования нравственно – патриотических чувств у детей.
2. Основной этап: практический
Цель: разработка методических материалов.
1. Организация работы творческой группы педагогов
Разработка конспектов проблемных занятий, исследовательской деятельности, экскурсий в библиотеку, совместных с родителями мероприятий.
Создание презентации «Богатыри земли русской» для районного конкурса.
2. Организация работы с детьми
Совместная исследовательская и творческая деятельность: изготовление атрибутов, макетов, коллажей и т. п.
Показ театрализованных игр-боев для детей из других групп, для родителей.
Выставки детских работ.
3. Взаимодействие с родителями
Изготовление совместно с детьми атрибутов для театрализованных игр.
Участие родителей в творческих театрализованных представлениях.
3. Творческий этап: заключительный
Цель: Достижение поставленной цели.
С педагогами:
1. Изучили литературу по теме.
2. Создали презентацию по теме: «Богатыри земли русской».
3. Овладели практическими навыками в организации работы по формированию представлений о традициях народа.
С детьми:
1. Повысилась заинтересованность детей к возрождению народной культуры своего народа.
2. Сформировались у детей представления о былинах, былинных героях, богатырях– защитниках Отечества.
С родителями:
1. Повысилась компетенция родителей в вопросах формирования нравственно – патриотических чувств у детей.
2. Приняли активное участие в театрализованной деятельности.
Перспективы проекта : В дальнейшем планируем продолжить работу по знакомству детей с русскими былинами, укладом и традициями русского народа.
Список использованной литературы:
1. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М. : АРКТИ, 2003.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е., Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
3. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
5. Основы православной культуры. Книга для учителя. О. К. Харитонова под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. – М. : Издательский дом «Покров», 2002.