Денискина Юлия Евгеньевна
Проект «Блокадный хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Блокадный хлеб».
Образовательные области по ФГОС ДО:
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие».
Задачи:
Дать детям элементарные сведения о Великой Отечественной войне и бедах,
которые она принесла.
Формировать представление о блокаде, о трудностях блокадного города.
Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.
Публикация «Проект „Блокадный хлеб“» размещена в разделах
Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за
свой народ, любовь к Родине.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, прошедшим
ВОВ.
Звучит песня «Ленинградские мальчишки». Музыка: И. Шварца. Слова:
В. Коростылёва.
Воспитатель: Я хочу рассказать вам сегодня о маленькой девочке Вале
Семенцовой, во время войны ей было всего лишь 4 года, когда она выросла,
то написала книгу о своих тяжелых воспоминаниях, о войне и блокадном
Ленинграде.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Слайд 2. Описание слайда.
«22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашисты
быстро подошли к Ленинграду (Санкт-Петербургу) и окружили его.
Большую часть заводов и людей эвакуировали в тыл, то есть вывезли вглубь
страны. Часть людей не смогла или не захотела покинуть город.
(Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).
Слайд 2. Фотографии «Эвакуация».
Воспитатель: Дети, сегодня, 27 января -День полного освобождения города
Ленинграда от фашистской блокады (взятия города в кольцо, окружения).
Слайд 3. Описание слайда:
«Немецкая артиллерия каждый день обстреливала город. С самолётов
сбрасывали бомбы, которые вызывали разрушения и пожары. Осенью 1941
года сгорели склады с запасами продовольствия, и над окружённым
фашистами городом нависла опасность голода. Продукты стали продаваться
только по карточкам, то есть талончикам, в строго ограниченном количестве.
Норма отпуска продуктов постоянно сокращалась».
(Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).
Слайд 5. Описание слайда:
Карточки - бумажные талоны на которых указывалось положенное
количество продуктов, каждому человеку.
Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый
день.
Фото блокадного хлеба.
Слайд 6. Описание слайда:
Сам хлеб изначально делался, как и сейчас, но со временем, когда муки
становилось все меньше, хлеб приобретал блокадные черты : особый вкус и
консистенцию, которая так запала в память всем ленинградцам, пережившим
те суровые годы.
Фанерой забито наше окно
В городе тихо, очень темно
Звук самолетов слышен,
Низко летят над крышей.
Тихо одними губами,
Шепчу понятное маме:
«Мама мне страшно,
Мама 125 и больше не грамма».
Свой хлеб разрезает мама,
И делит его пополам.
Воспитатель:
Слайд 7. Описание слайда:
Состав блокадного хлеба : пищевая целлюлоза – 10%, жмых – 10%, обойная
пыль – 2%, выбойки из мешков - 2%, хвоя – 1%, ржаная обойная мука – 75%.
Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»).
Фото блокадного хлеба и карточки.
(Показать детям кусочек хлеба, весом 125 грамм. Рассказать, что в самую
холодную зиму такой кусочек был положен на целый день детям и старикам.
Спросить детей, достаточно ли такого кусочка хлеба, чтобы досыта поесть.
Предложить детям по одному кусочку «блокадного хлеба»).
Слайд 8. Описание слайда.
«Дорога жизни».
Муку в окруженный город Ленинград доставляли на машинах по замершему
озеру Ладога только в зимнее время. Когда в Ладоге тонули машины, везшие
муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами,
крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка
какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при
высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски,
затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность
сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.
Слайд 9. Описание слайда:
«Блокадный хлеб».
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был – из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой.
На праздник, очень редко – чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда.
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
(Лидия Хямелянина).
Слайд 10. Описание слайда:
«Блокадный хлеб был чёрный, сырой, тяжёлый, прилипал к зубам. Поэтому
ломтик хлеба нанизывали на лучинку и держали около огня. Хлеб подсыхал
немного, его крошили в кипяток и ели такой «суп» ложкой.
До войны родители баловали меня. Я приходила с папой в булочную, и мне
давали сдобную булочку «птичку». Я съедала только «глазик» (изюминку) и
возвращала булочку папе. В пирожном «сахарная трубочка» я ела крем, а
трубочку доедал папа. Сколько раз, сидя с мамой у печки, я жалела, что не
было теперь ни «птичек», ни сахарных трубочек».
(Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).
Слайд 11. Описание слайда:
Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года –
872 дня.
Слайд 12. Описание слайда:
27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано, и вечером в городе
прозвучал победный салют!
Фото «Защитники Ленинграда», «Салют в городе Ленинград».
Воспитатель:
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен
памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм
город Ленинград получил звание «Города- героя». Подвиг ленинградцев мы
никогда не забудем.
Слайд 13. Описание слайда:
Блокадники, свидетели беды,
грядущее склоняется пред вами,
и города победные сады
над вашими все выше головами!
Слайд 14. Описание слайда:
Обелиск «Городу герою Ленинграду».
Мемориал «Разорванное кольцо». Фото.
Воспитатель:
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен
памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм
город Ленинград получил звание «Города- героя». Подвиг ленинградцев мы
никогда не забудем.
Давайте встанем, помолчим,
Почтим героев Ленинграда,
Всех, чьи жизни унесла
В суровый час блокада.
Минута молчания.
Слайд 15. Описание слайда:
Нам нужен мир на голубой планете.
Его хотят и взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли,
Нам нужен мир навеки, навсегда! (И. Кравченко)
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового. Мне бы
хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали каждый свою картинку мира, каким
вы его представляете. Мы создадим альбом из ваших рисунков и напишем
ваши пожелания всем людям, кого коснулась страшная война.
Чтобы вы им пожелали?
Ответы детей.
А продолжение истории про девочку Валю Семенцову из блокадного
Ленинграда, мы с вами узнаем, когда прочтем её книгу.
Дети рисуют свои картинки мира под музыку Ф. Шопена «Весенний вальс».