Светлана Самойлик
Проект для старшей группы «Береги природу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Береги природу!
Содержание
1. Актуальность
2. Обоснование актуальности проекта
3. Проблема
4. Цель
5. Задачи
6. Предполагаемый результат
7. Этапы реализации
8. Модель реализации проекта
9. Акция «Чистота вокруг нас»
10. Акция «Гостеприимная кормушка»
11. Оценка результатов проектной деятельности
12. Заключение
13. Использованная литература
Публикация «Проект для старшей группы „Береги природу!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тип проекта : творческо-информационный, групповой, познавательный, социально-значимый.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители воспитанников, социум.
Актуальность
Защита природы – дело всего человечества в целом
и каждого человека в отдельности.
Уничтожив природу, человечество погибнет.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность, ведь именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Поэтому очень важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о взаимосвязях всего живого, воспитывать чувства гордости за родную природу и бережного отношения к ней.
Именно в дошкольном детстве формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны примеры перед глазами детей. И здесь, в первую очередь, ребенок ориентируется на поведение нас - взрослых. Ведь каждое наше слово, жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Вот почему так важно помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношений с природой, сохранения природного наследия. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Неразумное, недальновидное, а иногда даже и хищническое использование природных ресурсов, а также массовый «не культурный» отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы : загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Обоснование актуальности проекта
Глобальное потепление, загрязнение воздуха и земли, изменение климата, сокращение числа редких животных и растений, появление новых заболеваний - вот далеко не все экологические проблемы, с которыми уже сегодня столкнулась наша планета.
Человек не может жить, не используя богатства природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много лет люди брали у нее все, что хотели, не задумываясь о последствиях. А ведь природа и человек это единое целое.
Природа «плачет» и просит у нас помощи…Ведь уже сейчас исчезают разных виды животных и растений, а некоторые из этих сообществ находятся просто на грани вымирания. Вместо зеленых, богатых кислородом лесов появились пустыни, высохли озера и реки.
Изменить это можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
В группе с детьми в рамках акции «Дошколята-эколята маленькие защитники природы» была организована тематическая беседа и просмотр познавательного мультфильма про друзей-эколят. В процессе мы рассмотрели и обсудили несколько экологических ситуаций поведения человека в природе : какими поступками можно помочь природе, а какими - погубить. Обсудив, решили тоже оказать помощь природе родного края. Пусть даже не большую, но матушка-природа нам скажет «спасибо».
Так, мы приступили к реализации проекта «Береги природу». Педагоги подобрали необходимый методический материал и познавательную литературу, была создана разнообразная эколого-развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.
Проблема
Низкий уровень осведомленности детей дошкольного возраста и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированных у них знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде. Дети мало знакомы с насаждениями на территории поселка, детского сада, им неизвестно о их состоянии, и что нужно делать, чтобы улучшить состояние этих объектов, как увеличить их количество и площади.
Цель
Целью проекта было формирование экологической культуры детей, расширение представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения.
Задачи
Привлечь воспитанников и родителей к проблемам охраны природы родного края.
Выявить наиболее актуальные экологические проблемы в месте проживания.
Поддержать и развить интерес детей к исследовательской деятельности, направленной на изучение и сохранение природных экосистем.
Развивать готовность детей участвовать в практических делах по улучшению природной среды своей малой Родины.
Воспитывать любовь к природе родного края и необходимость ее охраны, нетерпимость к бессмысленной порче растений, уничтожению птиц, животных, насекомых.
Предполагаемый результат
У детей сформируются:
экологические знания, экологическая культура;
сознание важности природоохранных мероприятий;
навыки правильного поведения в природной среде;
чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;
эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно- творческой деятельности.
У родителей:
расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
повысится педагогическая компетентность;
внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы детского сада, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: экологический десант, беседы и игры, экологические акции, практическая деятельность и знакомство с экологическим календарём, фотоматериалы, оформление паспорта экологической тропы в МБДОУ д/с ОВ № 9 «Тропинка в природу».
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями.
Этапы реализации проекта
I этап: Подготовительный (аналитический). Сентябрь 2021 г.
Опрос детей, просмотр познавательных мультфильмов и обучающих презентаций, тематические беседы с целью актуализации знаний, формулировка проблемы, определение цели и задач проекта.
Составление плана реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Поиск различных средств достижения целей, подбор методического и дидактического материала, литературы.
Взаимодействие с родителями: беседы, консультирование, обсуждение проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для его реализации. Подбор материала, форм и методов работы с семьей.
Поиск информации в сети Интернет и в познавательной литературе, посещение библиотеки.
II этап: Основной - реализация намеченных мероприятий. Октябрь 2021г. – январь 2022 г.
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя :
Работу с детьми.
Работу с родителями.
3 этап: Заключительный. Март 2022 г.
Подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем.
Экологический КВН «Защитим природу вместе».
Оформление совместной с родителями творческой выставки «Природа и творчество» (поделки из бросового материала).
Оформление паспорта экологической тропы в МБДОУ д/с ОВ № 9 «Тропинка в природу»
Модель реализации проекта
Работа с детьми
Познавательно-речевая деятельность по реализации задач проекта.
Образовательная деятельность экологической направленности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Чтение художественной литературы по проектной тематике.
Рассматривание наглядного материала на тему «Природа», презентаций, видеофильмов экологического содержания. Обсуждение красоты природы в разное время года.
Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
Сочинение экологических сказок, викторина «Что, где, когда?»
Социально-коммуникативная деятельность по реализации задач проекта.
Игровая деятельность экологического содержания: сюжетно-ролевые игры;
дидактические игры; развивающие игры; экологические интеллектуальные игры.
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе : уход за растениями и посадками в группе; создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями; поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)
Продуктивная деятельность: рисование; лепка; аппликация; прикладная деятельность; конструктивно - модельная деятельность;
Экологический музыкальный праздник «Красная книга – сигнал опасности»
Физкультурно-оздоровительная деятельность по реализации задач проекта : подвижные игры экологического содержания; досуги экологического содержания.
Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых природоохранных акций «Чистота вокруг нас»; «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц).
Работа с родителями
Проведение консультаций «Взаимодействие детского сада и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края», «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»;
Круглый стол для родителей «Сбережём родную природу» (онлайн мероприятие)
Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»
КВН «Что мы знаем о природе и её охране?»;
Оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;
Участие в выставке поделок «Природа и творчество»;
Привлечение к участию в природоохранных акциях.
Акция «Чистота вокруг нас»
Цель: продолжать формировать представления о чистоте окружающей среды для жизни на планете, продолжать учить детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, в природе.
№
п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с
родителями
1. Экологическая ситуация: загрязнённый участок 1. Беседы, наблюдения, труд.
2. Чтение О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе»
Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев на участке детского сада»
2. Изготовление экологических знаков, табличек с названиями растений Распределение знаков и табличек на участке детского сада
Изготовление знаков и табличек
3 Экологическая газета Коллективное рисование «Какую пользу принесу я планете?» Памятка «Последствия влияния мусора на природу» (бумага, консервная банка, стекло, батарейки, буклет «Берегите природу
Акция «Гостеприимная кормушка»
Цель: развить наблюдательность, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.
№
п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй
1. Экологическая тревога: птицам нечего есть. Рисование «Птичьи домики» Конкурс кормушек
2. Экологические знаки Аппликация «Покормите птиц»
Наполнение кормушек кормом
3 Экологическая газета Разучивание пословиц, стихотворений, загадок о птицах Изготовление памяток-листовок «Покормите птиц зимой»
Оценка результатов проектной деятельности
Дети:
сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;
повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
Родители:
родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами детского сада по вопросам экологического воспитания детей;
принимают активное, живое участие в жизни группы;
проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
осознают особенности организации образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Педагоги:
личностный и профессиональный рост; самореализация.
приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
Заключение
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. В период детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми.
Экологическое образование – одно из эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Перед всеми взрослыми стоит задача помочь детям раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее
детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов.
У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.