Первана Магеррамова
Проект «Белоствольная береза»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование выбора темы:
Однажды, когда мы с ребятами рассматривали деревья на участке нашего детского сада, один ребенок спросил меня: «А почему около нашего детского сада так много берез?». Я ответила, что берез много не только около нашего сада, но и во всей России. Мой ответ еще больше удивил ребенка, и тогда я предложила детям заняться исследовательской работой. Узнать, почему же так любит русский народ березу.
Публикация «Проект „Белоствольная береза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Учитывая интерес детей и то, что береза распространена в нашем крае, я решила выбрать проект о березе, с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни.
Актуальность:
Береза. Сколько же в ней красоты, прелести! В России березы встречаются повсеместно: в смешанных лесах и березняках, в парках, садах и аллеях. Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе или деревне – всюду березу увидишь: белоствольную, в зеленой листве, такую красивую. А что знают наши дети о исконно русском дереве – березе?
Цель: расширение представлений о самом почитаемом дереве в России – березе.
Задачи:
• Развивать творческое мышление через ОД, прогулку, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта.
• Вызвать интерес к конкретному объекту – березе; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о ней;
• Сформировать у детей положительное отношение к березе, как к живому существу, научить воспринимать привычку заботиться о ней в ходе активной деятельности;
• Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с
ребенком в условиях семьи и детского сада.
Практическая значимость:
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательной деятельности для расширения кругозора.
Используемые материалы:
- Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
- Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»;
- Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина «1000 загадок»
- Л. П. Молодова, Н. И. Москаленко «Экологические сказки»;
- С. Н. Николаева «Эколог в детском саду», «Теория и методика экологического образования детей», «Юный эколог»;
- М. Пришвин «Разговор деревьев»
- И. Светлова «Растения и животные»
- А. Стрижев «Человек и природа»
- И. Токмакова Стихи о деревьях
Проблемы:
- Недостаточные представления детей о березе, как символе России.
- Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
- Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
• Определение территории (участок детского сада, парк);
• Составление поэтапного плана работы;
• Подбор детской художественной литературы;
• Беседа с родителями.
II этап – исследовательский:
• Беседа о березе (чем она отличается, а чем похожа на другие деревья);
• Чтение художественной литературы;
• Дидактические игры;
• Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок по этой теме;
• Рисование, аппликация, конструирование.
III этап – завершающий:
• Выставка рисунков детей вместе с родителями.
Основная часть
Прогулка: «Встреча с русской красавицей»
(ОО «Познание»+ ОО «Социализация»+ОО «Коммуникация»)
Цель: Обобщение представлений о признаках сезона, о состоянии неживой природы, о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов природы.
Задачи:
• Расширять представления детей о березе (ОО «Познание»);
• Формировать эстетическое отношение к природе через произведения поэтов, художников, композиторов (ОО «Социализация»);
• Воспитывать чувство любви к Родине, родной природе (ОО «Социализация»).
Предварительная работа
Просмотр презентации о деревьях, разучивание стихов, отгадывание загадок.
Воспитатель: - Ребята Сегодня мы с вами пойдем в гости к нашим друзьям в парк. Как вы думаете, кто они? (ответы детей)
- Наши друзья это деревья. Вы согласны пойти со мной в парк?
- Ребята, посмотрите вокруг и назовите все деревья, которые растут в нашем парке. (Дети отвечают)
-Скажите, чем деревья отличаются друг от друга. (Дети отвечают)
-У меня для вас есть загадка об одном дереве. Послушайте её и отгадайте:
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одежке
Свесив сережки.
(Дети отвечают)
-Да, это береза. И сегодня мы поговорим о ней.
- Скажите по каким приметам можно узнать березу? (ответы детей)
Сейчас М. Вика расскажет стихотворение о березе.
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу,
В речку, как, в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
- Скажите мне, а как называется кора березы? (Дети отвечают)
-Да, белую кору березы называют берестой. Это защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а что такое сережки у березы?
(сережки у березы – это собранные вместе плоды)
- Плоды березы – это маленькие орешки. У каждого орешка два широких крылышка.
- Как вы думаете, почему семена березы очень малы? (ответы детей)
- Правильно, дети. Они маленькие для того, чтобы ветру и животным легче было разносить их.
Логическая задача: "Чем дышит береза зимой? " (чёрточками-чечевичками)
- Какие народные приметы, связанные с березой, вы знаете. (Дети отвечают) - Береста - защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Береста напоминает тонкую книжку со многими слипшимися страницами. Самые старые слои березы находятся на поверхности ствола, самые молодые - в глубине.
- Береста березы является хорошим материалом для поделок. Из неё издавна изготовляли туески, даже целые картины.
- Как вы думаете, в сильный мороз, какое дерево быстрее замерзнет - старое или молодое? Почему? (молодое)
- Березу всегда воспевали в своих произведениях русские поэты, писатели и композиторы.
(Дети читают стихи о березе)
6. Рефлексия. Прощание с березкой (поглаживание ствола, обнимание).
ООД: Аппликация «Береза»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Художественное творчество» (аппликация, «Коммуникация».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Цель: закрепить знания детей о строении дерева на основе березы.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, отвечает на вопросы, высказывает свою точку зрения, интересуется окружающим миром, активен и доброжелателен в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: зеленая бумага, клей, ножницы, образец березы, белый лист для фона, черный и цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент:
В: - Дети, подойдите к окну и посмотрите на наш участок. (дети подходят к окну, наблюдают) Что вы видите?
(небо хмурое, на участке много деревьев)
- Назовите их.
(сосна, береза, рябина, липа)
- Молодцы! А теперь садитесь на стульчики (дети садятся полукругом) и отгадайте загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (береза)
-Как можно березу назвать ласково? (березка, березонька)
- А еще ее называют белоствольной, кудрявой.
- Чем отличается береза от остальных деревьев?
(у нее белый ствол с черными черточками)
- Ребята, как вы думаете, для чего березе черные точки? (ответы детей)
- Оказывается, что береза через них дышит.
- Скажите, а из каких частей состоит береза? (ствол, листья, ветки, корни)
- Как можно назвать одним словом ветки с листьями? (крона)
Основная часть
- А сейчас я предлагаю вам выполнить аппликацию «Береза». Сначала берем заготовку из зеленой бумаги, сгибаем пополам и вырезаем контур половины. Теперь разворачиваем заготовку. У нас получилась крона. Ее надо приклеить на белый лист. Ствол и черные черточки нарисуем карандашом. Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем пальчики:
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (загибают большой палец)
Листья рябины, (загибают указательный палец)
Листики тополя, (загибают средний палец)
Листья осины, (загибают безымянный палец)
Листики дуба мы соберем, (загибают мизинец)
Маме красивый букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки)
- А теперь садитесь на стульчики и приступайте к работе. (Дети самостоятельно выполняют работу. Воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, поощряет тех, кто добавляет дополнительные детали.)
Итог:
- Вот какие красивые березы у нас получились!
- Как вы думаете, надо ли заботиться о деревьях, которые растут на территории детского сада? (да)
- Чтобы убедиться в этом поиграем в игру (объясняю правила игры)
Игра
«Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто природу обожает,
Весной деревца сажает?
- Это я!
Кто любит отдыхать
И природу засорять?
- Это не я!
Кто желает помогать,
Весной деревца сажать?
- Это я!
Кто желает помогать
Деревца, кусты ломать?
- Это не я!
Кто в любую непогоду
Любит матушку природу?
- Это я, это я, это все мои друзья!
В: Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как мы сегодня занимались.
Заключение
Проект «Белоствольная береза» проводится в группе в течение недели. В нем приняли участие 15 воспитанников и их родителей. Проектный метод убедил нас, что организация работы ДОУ по экологическому воспитанию может быть увлекательной и разнообразной.
Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. У наших воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься проектной деятельностью.
Поставленная цель и задачи проекта выполнены. Работа над проектом была интересной, динамичной, увлекательной и познавательной.
Отношение детей и их родителей к проблеме экологического воспитания дошкольников стало более осознанно.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березе, потому что она красива и полезна.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.
Мы сделали вывод, что для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи. Мы любим зеленую красавицу за красоту и пользу, которую она приносит. Поэтому то береза – символ России, нашей Родины.
Приложение 1 (Прогулка)
Приложение 2 (продуктивная деятельность)
Приложение 3 (выставка работ родителей с детьми)