Елена Кондрашова
Проект «Азбука здоровья» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
1. Тема: «Азбука здоровья»
2. Вид проекта : познавательно-игровой
3. Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников
4. Срок проекта : долгосрочный с 1.09.2016 по 31.08.2017
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Публикация «Проект „Азбука здоровья“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Особенно это заметно по статистике заболеваемости дошкольников на Крайнем Севере – в регионе с суровым климатом. И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
В течение реализации проекта с детьми второй младшей группы проводились тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и т. д.
Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.
В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.
В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят: умывание контрастной водой, хождение босиком по коврикам-массажёрам, проведение подвижных игр.
Совместно с родителями были оформлены выставки детских рисунков, аппликаций, творческих работ. Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей младшего возраста, оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей.
I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Цель проекта :
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта :
- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- создавать условия для благотворного физического развития детей;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Предполагаемые результаты проекта :
- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
- Активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;
- Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.
- разработка перспективного плана по формированию основ здорового образа жизни.
Сбор информации: проведение первичного опроса детей и родителей.
Перед проведением проекта проводился опрос воспитанников 2-ой младшей группы для выявления знаний детей о здоровом образе жизни.
Кроме этого, перед проведением проекта проводилось анкетирование родителей по вопросам здорового образа жизни ребенка. По результатам анализа проведенного опроса выстраивалась работа с родителями: разрабатывались консультации (как групповые, так и индивидуальные, содержание родительских собраний, планировалась работа совместной деятельности с воспитателями.
Опрос детей проводился по методу «Модель трех вопросов» :
Что мы знаем об
этом?
Что мы хотим
узнать?
Как мы можем
узнать?
- Дети в группе часто болеют. Почему?
Ответы детей:
Дима:- Чтобы не болеть, надо много двигаться.
Ваня: - Потому, что я плохо кушаю.
Ира:- Не люблю купаться, умываться.
Аделина:- Мама не разрешает ходить босиком.
Даша:- Бабушка старенькая, поэтому болеет.
Зачем мыть руки с
мылом?
Зачем ходить
Босиком по коврикам-массажерам?
Почему зарядка
бывает разная?
Для чего нужно
закаляться?
Почему люди
болеют?
- художественная литература (стихи, потешки, книги, загадки);
- наблюдения;
- прогулки;
- подвижные игры;
- дидактические игры;
- закаливание;
- утренняя гимнастика;
- спортивные праздники,
развлечения;
- физкультминутки;
- рекомендации родителям.
По проведенному опросу сделали следующий вывод: дети не знакомы с понятием «здоровый образ жизни»; они не осознают значимость и ценность здоровья и не знают, как его сохранить и укрепить.
Опрос родителей проводился методом анкетирования. Вопросы анкеты разрабатывались таким образом, чтобы охватить мнение родителей по всем составляющим понятия «здоровый образ жизни» (см. Приложение 1).
По проведенному опросу среди родителей я сделала следующий вывод: многие родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует представление о комплексном характере данного понятия. Родители воспитанников искренне убеждены в том, что они могут поддержать здоровье ребенка с помощью использования синтетических лекарственных препаратов, либо с помощью народных методов лечения во время течения болезни. Практически никто из родителей не использует в быту способы закаливания своего малыша.
II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Месяц
Тема
Форма работы
с детьми
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
«Формировать образ Я»
Игровая образовательная ситуация
«Кому это принадлежит»
Д/игра
«Больница»
С/ролевая игра
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Чтение, беседа по содержанию
«Как я буду заботиться о своем здоровье»
Беседа
О
К
Я
Б
Р
Ь
«Что полезно, а что вредно»
НОД
«Что у меня на тарелке», «Варим суп»
Д/игра
«Магазин»
С/ролевая игра
Ю. Тувим «Овощи», Г. Зайцев «Приятного аппетита»
Чтение, беседа по содержанию
«Огурчик»
НОД
Н
О
Я
Б
Р
Ь
«Чумазый мальчик»
Беседа
«Зачем нужна зубная щётка», «Умоем куклу»
Д/игра
«Салон красоты»
С/ролевая игра
К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Купание», потешки: «Расти коса до пояса», «Водичка водичка»
Чтение, беседа по содержанию
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
«Наше тело»
Беседа
«Повтори», «Посылка от медвежонка»
Д/игра
С. Прокофьев «Румяные щечки», Н. Саконская «Где мой пальчик»
Чтение, беседа по содержанию
«Кукла купается!»
НОД
Я
Н
В
А
Р
Ь
«Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
Беседа
«Если хочешь быть здоров»
Д/игра
«Олимпийские игры»
Развлечение
В. Суслова «Про Юру и физкультуру»
Чтение, беседа по содержанию
«Дружим с водой»
НОД
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
«Знакомьтесь, витамины»
НОД
«Если ты потерялся на улице»
Беседа
«Полезные и вредные продукты».
Д/игра
«Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль»
П/игры
«Аптека»
С/ролевая игра
«Витаминки для зверят»
НОД
М
А
Р
Т
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Беседа
«Назови вид спорта»
Д/игра
«Физкультурное занятие в д/саду»
С/ролевая игра
«Разноцветные мячи»
НОД
«Мы мороза не боимся»
Развлечение
А
П
Р
Е
Л
Ь
«Что такое здоровье»
НОД
Экскурсия в ФОК
«День здоровья»
«О здоровой пище»
Беседа
М
А
Й
«Опасные предметы вокруг нас»
Беседа
«Я знаю, что можно, что нельзя»
Д/игра
«Семья», «Больница»
С/ролевая игра
С. Михалков «Про девочку которая плохо кушала», И. Демьянова «Замарашка».
Чтение, беседа по содержанию
И
Ю
Н
Ь
«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»
45.
НОД
«Если ты потерялся на улице»
Беседа
«О чём говорит светофор»
Д/игра
«Автобус»
С/ролевая игра
С. Михалков «Дядя Степа–милиционер», В. Клименко «Зайка-велосипедист»
Чтение, беседа по содержанию
И
Ю
Л
Ь
«Врачи – наши помощники»
НОД
Экскурсия в аптеку
«Аптека», «Больница»
С/ролевые игры
Е. Шкловский «Как лечили мишку», А. Барто «Мы с Тамарой»
А
В
Г
У
С
Т
«Почему заболели ребята?».
НОД
«Я собираюсь на прогулку».
Д/игра
«Оденем куклу Варю на прогулку».
С/ролевая игра
М. Фисенко «Растеряша», «Пятнышки на твоей рубашке».
Чтение, беседа по содержанию
«Сохраним свое здоровье»
Итоговое НОД
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
Проведение итогового опроса детей:
Опрос проводился по методу «Модель трех вопросов» :
Что вы узнали, что
раньше не знали?
Что вас удивило?
Что понравилось
больше всего?
- Нужно заниматься
гимнастикой, чтобы
не болеть.
- Чаще мыть руки.
- Что такое здоровье.
- Вредные привычки:
что это такое (грызть
ногти, ковырять в
носу, сосать
пальчик).
- Как можно
закаляться.
- О витаминах.
Ваня:
- Солнце, воздух и
вода – наши лучшие
друзья.
Лена:
- Что такое «тропа
здоровья».
Дима:
- как принимать
воздушные ванны.
Ярослав:
-Нужно
пользоваться зубной щеткой.
- Играть в подвижные
игры.
- рисовать, лепить,
отгадывать загадки.
- Фотографироваться.
- Играть с водой.
Воспитательная ценность проекта :
1. У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта :
1. У детей повысились знания о значимости образа жизни.
2. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.
Список литературы:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
2. Голицина Н. С., Шумова И. М. Воспитание здорового образа жизни у малышей. – М. : «Скрипторий 2003», 2007.
3. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра. СПб. 1997.
4. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008
5. Щипицина Л. М. и др. Азбука общения. СПб. 1998