Марина Александровна Майорова
Проект «Азбука добрых слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование мировоззрения и нравственности современного ребенка - одно из приоритетных направлений, утвержденных Правительством РФ.
В сегодняшнем мире размыты границы добра и зла, материалистическое мировоззрение устойчиво утверждает приоритет материальных ценностей над духовными, а ребенок отражает ту среду, в которой он воспитывается. «Невозможно закрывать глаза на каждодневные сообщения о духовных смятениях, об убийствах тела и духа, о страшных призраках лжи и взаимного поношения. Доходит человечество до предела разложения. Нужно строить, необходимо неотложно предаться тому светлому строению, которое понимается в высоком значении Культуры. Где же те словари добра, где же те высокие начала, которые могут залить благодатью язвы мира, которые так ужасно открылись в дни наши».
Публикация «Проект „Азбука добрых слов“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Что же нужно делать для того, чтобы наш мир стал более дружелюбным, более приспособленным для того, чтобы детям в нем жилось хорошо? Эти вопросы обсуждались на Международной научно-общественной конференции: «Дети Нового Сознания» в 2006.
Чем наполнить детство и какие конкретные шаги предпринять? «Чтобы воспитывать ребенка, нужна хорошая, добрая, сердечная атмосфера… Детям нужна любовь, которую нужно уметь выражать. Выражать добрыми словами и показывать добрыми делами».
Для воспитания и укрепления духовно-нравственных основ, миротворческого начала взаимоотношений, обогащения культурного словарного запаса детей, наполнения детского сознания красотой в дошкольном отделении БМАОУ СОШ № 29 «Школа на твоем берегу» создан проект «Азбука добрых слов» для детей 5-7 лет, развивающий принципы добротворчества, созидания, мира.
Попытки научного осмысления миротворчества предпринимались в ХХ в. несколько раз – в 30-е годы в уникальном Пакте Рериха с концепцией «Мир через культуру». В 60-70-е годы ХХ века в Европе, когда в период «холодной войны» возникла наука иренология (от греч. Eirnene — мир, наука о мире) – наука о мирном, бесконфликтном существовании мира.
Иренология состоит из трех относительно автономных частей:
историческое и теоретическое изучение проблем мира;
разработка педагогики воспитания в духе мира, т. е. миролюбия;
миротворчество, как действия по реализации мира.
Это междисциплинарная наука, интегрирующая знания из социологии, социальной философии, истории, культурологии, психологии и педагогики, углубляющая понимание о мире, причинах конфликтов и возможностях миротворчества.
Реализуемый проект, нацеленный на единение, дружбу, доброту, развивается поэтапно.
На первом этапе дети и родители, под чутким руководством педагога, искали слова, несущие доброе начало и их антитезу, усваивали значение. Строили со словом «добро» словосочетания. Высокой динамике по формированию дружеских, сердечных отношений в ходе реализации проекта, способствовало применение метода «доброго глаза» — умение находить хорошее в людях, в событиях, в окружающем пространстве.
На втором этапе дети учились замечать хорошее в работах друг друга, поступках; смотреть через призму доброты на все события. В результате слабовидящий ребенок, имевший замкнутый характер, не общавшийся со сверстниками, раскрылся, стал доверять, у него появились друзья, дети стали заботиться о нем, ребенок стал активно познавать окружающий мир. На данном этапе в высокой динамике нарастают когнитивные и социальные навыки.
На третьем этапе родители начали проявлять творчество. Придумали эстафету добрых слов, где семьи передают друг другу добрые слова и изображают их в рисунках. С целью повышения добросердечности и снижения конфликтности в транспортных средствах было размещено около ста работ с добрыми пожеланиями жителям.
В группе прошла неделя доброты, где каждый день был наполнен особым смыслом:
1 день – день добрых слов, беседовали о значении красоты, доброты, важности сохранения культурных и природных богатств;
2 день – день добрых дел, искали, чем помочь воспитателю, маме, другу;
3 день – день добрых глаз, старались увидеть все самое прекрасное друг в друге;
4 день – день атмосферы доброты, делали маленькие подарки – мешочки радости, к этому дню все пространство, не только группы, но и детского сада уже было заполнено детскими рисунками с добрыми словами, с портретами радостных мам, цветами и сердцами;
5 день – письма добра, писали письма от старших к младшим, всем, кто работает в детском саду, своим близким.
Наполнение образовательной среды добрыми словами и поступками укрепляет детско-родительские отношения, помогает социализации детей с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, развитие принципов иренологии в педагогике, практика внесения в детское окружение гуманности и человеколюбия повышают отзывчивость и взаимопонимание в детском коллективе, в семье, помогают разрешать возникающие конфликты мирным путем или не допускать их.