Наталья Чекарева
Проект «Азбука безопасности» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 комбинированного вида Приморского района города Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
среди детей старшего дошкольного возраста
«Азбука безопасности»
Тип проекта - групповой, ознакомительно-информационный, средней продолжительности.
Публикация «Проект „Азбука безопасности“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Участники проекта - дети, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.
Сроки реализации проекта - краткосрочный (неделя 27-31 марта 2023 года)
воспитатель первой квалификационной категории
Чекарева Наталья Владимировна
г. Санкт-Петербург
2023 год
«Азбука безопасности»
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут и получают различные травмы дети. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.
Цель проекта :
Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи проекта :
• расширять представления детей об обстановке на дорогах и правилах дорожного поведения;
• познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
• развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;
• воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения на дорогах;
• активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Планируемый результат: ребёнок, со сформированным безопасным поведением в дорожной среде и сознательным отношением к соблюдению правил дорожного движения.
Основные направления работы:
- Беседы, чтение художественной литературы, выставка книг по данной теме.
- Обыгрывание проблемных ситуаций, конкурс рисунков по ПДД.
- Составление маршрутных листов «Моя дорога в детский сад».
- Подвижные, словесные, настольные, дидактические игры и упражнения.
- Коллективное рисование - «Перекресток безопасности».
- Подведение итогов.
Формы работы с детьми:
- беседы с целью уточнения и закрепления знаний детей о правилах поведения на улице, о ПДД, о различных видах транспортных средств;
- обыгрывание проблемных ситуаций;
- чтение художественной литературы;
- выставка книг по данной теме;
- презентация собственных книжек-малышек и конкурс рисунков по ПДД;
- составление маршрутных листов «Моя дорога в детский сад»;
- подвижные, словесные, настольные, дидактические игры и упражнения;
- «Азбука движения» - рисование дорожных знаков.
Формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников:
- выявление уровня знаний по данной теме;
- оформление папки-передвижки;
- оформление памятки – рекомендации по обучению ребёнка ПДД;
- консультации;
- профилактические беседы.
В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Они признаны помочь воспитателю решить большой и сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей.
Анализ программных документов показывает, что в них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья детей, выдвигается требование формирования у дошкольников знаний по обеспечению безопасности и умений осуществлять это.
В своей работе по правилам дорожного движения, которая является приоритетным направлением в моей программе, каждом проекте я определяла цели, задачи, формы работы с детьми дошкольного возраста по формированию навыков личной безопасности с учетом возрастных и психологических особенностей детей, бытовых условий, среды проживания.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начиналась с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводилась в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций.
Организованная и совместная деятельность по правилам дорожного движения органично вписывается в педагогический процесс детского сада. В занятия познавательного цикла включены интегрированные занятия по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ).
Выполняя работу по реализации программы ОБЖ ставились следующие задачи:
• Уточнять знание детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар) о движении транспорта, о работе светофора.
• Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
• Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
• Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Дорожные работы», Велосипедная дорожка» и другими.
В ходе реализации этих задач мы заставляем ребенка задуматься о том, как можно предотвратить ту или иную опасную ситуацию.
Опираясь на знания и опыт в проведении образовательной деятельности по ОБЖ разработана следующая методика. Условно её назвали «Светофор». Утверждается, что именно эти три цвета наиболее хорошо воспринимаются глазом человека по своим физическим параметрам и длине волны, присущей им.
Научно доказано, что при действии пурпурного, красного, оранжевого, желтого цветов учащается углубляется дыхание и пульс, а при действии зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов возникает обратное действие. Следовательно, первая группа цветов является возбуждающей, а вторая - успокаивающей. По замечаниям художников и искусствоведов, красный цвет - возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный, очень богат ассоциациями; оранжевый - веселый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радостность желтого с возбуждением красного; желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный, несколько кокетливый; зеленый - спокойный, создает приятное (уютное) настроение, очень богат ассоциациями; синий - спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, мирный, сентиментальный; фиолетовый цвет соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов - одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть.
Таким образом, складывается впечатление, что красный цвет в светофоре выбран для сигнализации запрета исходя не из физических аргументов, а из психофизиологических.
Цвета зеленый, желтый и красный, при проектировании светофора были выбраны отчасти из-за того, что красный воспринимается как опасность, желтый – как концентрация внимания, а зеленый – как разрешение. Принимая во внимание основной когнитивный стиль реакции у дошкольников – импульсивность (когда ребенок действует, не размышляя, принимает необдуманные решения, я пришла к выводу, что использование этой методики поможет мне в достижении цели - формировании у детей дошкольного возраста, правил поведения в быту, умения адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.
Принцип использования методики простой. При проведении образовательной деятельности по ОБЖ, ребенок должен «увидеть» опасную ситуацию, и поднять красный кружок, найти пути решения на желтом сигнале и выполнить необходимые действия на зеленом.
Я использую в работе следующие методы: методы ознакомления детей с основами безопасности, сравнения, моделирования ситуаций, метод повторения, экспериментирования, игровые приемы, придумывание сказок на разные темы.
Признавая существование различных методов в современном процессе обучения, я применяю на практике также интерактивные методы и информационно-компьютерные технологии.
Так же разработана развивающая предметно-пространственная среда. Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Совместно с родителями подготовлены разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности : альбомы «Дорога и мы», «Игра не для дороги», «Служба «01», «02», «03», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры: «Красный, желтый, зеленый», «Дорожные знаки».
Проведение игр с использованием методики «Светофор» рассчитанных на слуховое и зрительное восприятие, помогает лучшему запоминанию последовательности поведения при опасных ситуациях.
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы на улице было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения на дороге, если они сами не всегда ему следуют. Работа по данному направлению осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной деятельности и стимулирования активного участия в ней родителей, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. По каждому разделу с родителями проводятся консультации.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволяет успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения на дорогах.
Кроме этого, воспитатели устраивают дискуссионные клубы, презентации, театрализованные вечера досуга, где родители с детьми разыгрывают различные ситуации, связанные с дорожным движением и конечно спортивные праздники. В этом нам помогают родители, которые активно принимают участие во всех проводимых мероприятиях.
Заключение:
Таким образом, обеспечение безопасности детей на дорогах зависит не только от оснащенности объектов образования самым современным оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора. Получаемые при изучении основ ОБЖ, связанные в единую систему отдельные знания, умения и навыки смогут сформировать новую компетентность дошкольников, важнейшую для сохранения в современной жизни. Эта совместная работа позволит дошкольникам в дальнейшем обеспечивать их здоровье и безопасность.