Лучший педагог года

Проект «Азбука безопасности» для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Чекарева
Проект «Азбука безопасности» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 комбинированного вида Приморского района города Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

среди детей старшего дошкольного возраста

«Азбука безопасности»

Тип проекта - групповой, ознакомительно-информационный, средней продолжительности.

Публикация «Проект „Азбука безопасности“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Участники проекта - дети, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.

Сроки реализации проекта - краткосрочный (неделя 27-31 марта 2023 года)

воспитатель первой квалификационной категории

Чекарева Наталья Владимировна

г. Санкт-Петербург

2023 год

«Азбука безопасности»

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут и получают различные травмы дети. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.

Цель проекта :

Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи проекта :

• расширять представления детей об обстановке на дорогах и правилах дорожного поведения;

• познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;

• развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;

• воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения на дорогах;

• активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Планируемый результат: ребёнок, со сформированным безопасным поведением в дорожной среде и сознательным отношением к соблюдению правил дорожного движения.

Основные направления работы:

- Беседы, чтение художественной литературы, выставка книг по данной теме.

- Обыгрывание проблемных ситуаций, конкурс рисунков по ПДД.

- Составление маршрутных листов «Моя дорога в детский сад».

- Подвижные, словесные, настольные, дидактические игры и упражнения.

- Коллективное рисование - «Перекресток безопасности».

- Подведение итогов.

Формы работы с детьми:

- беседы с целью уточнения и закрепления знаний детей о правилах поведения на улице, о ПДД, о различных видах транспортных средств;

- обыгрывание проблемных ситуаций;

- чтение художественной литературы;

- выставка книг по данной теме;

- презентация собственных книжек-малышек и конкурс рисунков по ПДД;

- составление маршрутных листов «Моя дорога в детский сад»;

- подвижные, словесные, настольные, дидактические игры и упражнения;

- «Азбука движения» - рисование дорожных знаков.

Формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников:

- выявление уровня знаний по данной теме;

- оформление папки-передвижки;

- оформление памятки – рекомендации по обучению ребёнка ПДД;

- консультации;

- профилактические беседы.

В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Они признаны помочь воспитателю решить большой и сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей.

Анализ программных документов показывает, что в них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья детей, выдвигается требование формирования у дошкольников знаний по обеспечению безопасности и умений осуществлять это.

В своей работе по правилам дорожного движения, которая является приоритетным направлением в моей программе, каждом проекте я определяла цели, задачи, формы работы с детьми дошкольного возраста по формированию навыков личной безопасности с учетом возрастных и психологических особенностей детей, бытовых условий, среды проживания.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начиналась с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводилась в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций.

Организованная и совместная деятельность по правилам дорожного движения органично вписывается в педагогический процесс детского сада. В занятия познавательного цикла включены интегрированные занятия по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ).

Выполняя работу по реализации программы ОБЖ ставились следующие задачи:

• Уточнять знание детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар) о движении транспорта, о работе светофора.

• Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

• Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Дорожные работы», Велосипедная дорожка» и другими.

В ходе реализации этих задач мы заставляем ребенка задуматься о том, как можно предотвратить ту или иную опасную ситуацию.

Опираясь на знания и опыт в проведении образовательной деятельности по ОБЖ разработана следующая методика. Условно её назвали «Светофор». Утверждается, что именно эти три цвета наиболее хорошо воспринимаются глазом человека по своим физическим параметрам и длине волны, присущей им.

Научно доказано, что при действии пурпурного, красного, оранжевого, желтого цветов учащается углубляется дыхание и пульс, а при действии зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов возникает обратное действие. Следовательно, первая группа цветов является возбуждающей, а вторая - успокаивающей. По замечаниям художников и искусствоведов, красный цвет - возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный, очень богат ассоциациями; оранжевый - веселый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радостность желтого с возбуждением красного; желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный, несколько кокетливый; зеленый - спокойный, создает приятное (уютное) настроение, очень богат ассоциациями; синий - спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, мирный, сентиментальный; фиолетовый цвет соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов - одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть.

Таким образом, складывается впечатление, что красный цвет в светофоре выбран для сигнализации запрета исходя не из физических аргументов, а из психофизиологических.

Цвета зеленый, желтый и красный, при проектировании светофора были выбраны отчасти из-за того, что красный воспринимается как опасность, желтый – как концентрация внимания, а зеленый – как разрешение. Принимая во внимание основной когнитивный стиль реакции у дошкольников – импульсивность (когда ребенок действует, не размышляя, принимает необдуманные решения, я пришла к выводу, что использование этой методики поможет мне в достижении цели - формировании у детей дошкольного возраста, правил поведения в быту, умения адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.

Принцип использования методики простой. При проведении образовательной деятельности по ОБЖ, ребенок должен «увидеть» опасную ситуацию, и поднять красный кружок, найти пути решения на желтом сигнале и выполнить необходимые действия на зеленом.

Я использую в работе следующие методы: методы ознакомления детей с основами безопасности, сравнения, моделирования ситуаций, метод повторения, экспериментирования, игровые приемы, придумывание сказок на разные темы.

Признавая существование различных методов в современном процессе обучения, я применяю на практике также интерактивные методы и информационно-компьютерные технологии.

Так же разработана развивающая предметно-пространственная среда. Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Совместно с родителями подготовлены разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности : альбомы «Дорога и мы», «Игра не для дороги», «Служба «01», «02», «03», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры: «Красный, желтый, зеленый», «Дорожные знаки».

Проведение игр с использованием методики «Светофор» рассчитанных на слуховое и зрительное восприятие, помогает лучшему запоминанию последовательности поведения при опасных ситуациях.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы на улице было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения на дороге, если они сами не всегда ему следуют. Работа по данному направлению осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной деятельности и стимулирования активного участия в ней родителей, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. По каждому разделу с родителями проводятся консультации.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволяет успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения на дорогах.

Кроме этого, воспитатели устраивают дискуссионные клубы, презентации, театрализованные вечера досуга, где родители с детьми разыгрывают различные ситуации, связанные с дорожным движением и конечно спортивные праздники. В этом нам помогают родители, которые активно принимают участие во всех проводимых мероприятиях.

Заключение:

Таким образом, обеспечение безопасности детей на дорогах зависит не только от оснащенности объектов образования самым современным оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора. Получаемые при изучении основ ОБЖ, связанные в единую систему отдельные знания, умения и навыки смогут сформировать новую компетентность дошкольников, важнейшую для сохранения в современной жизни. Эта совместная работа позволит дошкольникам в дальнейшем обеспечивать их здоровье и безопасность.

Публикации по теме:

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Дидактическое пособие «Азбука из фетра» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Азбука из фетра» для детей старшего дошкольного возраста Пока мои родители, совместно со своими детьми трудились над буквами, я в это время делала Азбуку из фетра. У меня дома нет швейной машинки,.

Сценарий физкультурно-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная азбука»Сценарий физкультурно-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная азбука» Цель: закреплять знания детей по правилам дорожного движения. Задачи: - продолжать знакомить с элементами дороги; - закреплять умения детей.

Информационный проект «Азбука безопасности» для детей подготовительной группы детского садаИнформационный проект «Азбука безопасности» для детей подготовительной группы детского сада Гульназ Шагабутдинова. Информационный проект "Азбука безопасности" для детей подготовительной группы детского сада. Тип проекта: обучающий,.

Лэпбук «Азбука цвета» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Азбука цвета» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие (лэпбук) «Азбука цвета» рекомендуется использовать как воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной, групповой.

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Азбука дорожной безопасности»Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Азбука дорожной безопасности» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическое пособие "Азбука дорожной безопасности" данное пособие рассчитано.

Многофункциональное пособие «Азбука из фетра» для детей старшего дошкольного возрастаМногофункциональное пособие «Азбука из фетра» для детей старшего дошкольного возраста Многофункциональное пособие «Азбука из фетра» направлено на формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как.

Настольная развивающая игра «Азбука безопасности» для детей старшего дошкольного возрастаНастольная развивающая игра «Азбука безопасности» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию настольную развивающую игру "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ". Представляет собой папку - раскладушку,.

Проект «Азбука дыхания» для детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Сказка» Музыкальный руководитель.

Развлечение по ПДД «Незнайка и азбука дорожного движения» для детей старшего дошкольного возрастаРазвлечение по ПДД «Незнайка и азбука дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Развлечение по ПДД «Незнайка и азбука дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: профилактика ДТП с участием детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Азбука безопасности» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 апреля 2023 в 19:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Азбука безопасности» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чекарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД