Светлана Бабурова
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством фольклора»
Автор проекта : Бабурова Светлана Викторовна, воспитатель первой младшей группы МБДОУ №6 «Улыбка»
Сроки реализации: Август – Декабрь 2013 года
Участники проекта :дети 1 младшей группы, воспитатель, родители воспитанников,мед. работник, педагог- психолог.
Публикация «Проект „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством фольклора“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой
Аннотация проекта
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Вся работа проводится в три этапа по следующим направлениям:
1. На первом этапе для исследования результативности адаптации используется Первичная диагностика.
Применяются следующие формы работы:
- анкетирование родителей (сбор информации о семье);
- характеристика родителями особенностей поведения и состояния своих детей в семье;
- ведение воспитателями адаптационной карты наблюдения за ребенком.
В дальнейшем данные анкетирования позволяют построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую работу специалистов с детьми и родителями, направленную на их успешную адаптацию к условиям образовательного учреждения.
3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей.
Актуальность проекта : Актуальность обусловлена необходимостью создания условий для профессионального взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста на основе индивидуального подхода, доброжелательного отношения к детям, что требует ФГТ, но для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ без сильных психологических потрясений и душевного комфорта нужно приблизить окружающую среду ребенка в детском саду к домашней посредствам фольклора. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Цель проекта :
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством фольклора.
Задачи проекта :
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
6. Проанализировать научно - методическую литературу по теме проекта.
7. Провести анкетирование родителей.
8. Подобрать игры с пальчиками.
9. Подобрать фольклор для всех режимных процессов.
Ожидаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико -психолого-педагогической службой ДОУ.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:
Посещение на дому
Индивидуальная работа
Работа с родителями
Пред проектный этап :
1. Создание банка данных о будущих воспитанниках
2. Знакомство с родителями
3. Разработка патронажного листа
4. Изучение литературы по данной теме
5. Создании развивающей среды
Этапы реализации проекта
Период Содержание Ответственный
I этап август - сентябрь
Экскурсия родителей по ДОУ, анкетирование родителей, родительское собрание Ст. воспитатель
Заключение договора с родителями, утверждение режима посещения занятий. Заведующая ДОУ.
Консультации:
«Ребёнок идёт в детский сад»
«Период раннего детства»
«Адаптационный период» Педагог-психолог, ст. медсестра, ст. воспитатель.
Заключение договоров психологического сопровождения педагога-психолога с родителями Педагог-психолог
*
II этап октябрь Тренинг для родителей «Какая я мама» Педагог-психолог
Тренинг для родителей «Скажи, как ты меня любишь» Педагог-психолог
Тренинг для родителей «Детский мир глазами взрослого» Педагог-психолог
Встреча - знакомство детей с воспитателям групп раннего и младшего дошкольного возраста на прогулочной площадке Воспитатели групп
ноябрь Круглый стол «Игры и игрушки в детском саду» Воспитатели групп, ст. воспитатель
Адаптационный период в ДОУ (без присутствия родителей). Воспитатели группы педагог-психолог, ст. медсестра, ст. воспитатель
Посещение семей воспитателями групп Воспитатели групп
*
III этап декабрь Медико-психолого-педагогическое совещание «Результаты адаптационного периода». Ст. воспитатель, ст. медсестра, педагог-психолог, воспитатели групп
Собственно адаптация
Психогимнастика:
Этюды: «По горячему песку», «Собака рычит», «Лисенок боится», «Кошка крадется за мышкой»,.
Игровая деятельность:
Настольно-печатные( «Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки», «Камешки цветочки», «Разноцветные карусели»).
Сюжетно-ролевые («Больница», «Отведем дочку в садик», «В гости к кукле»).
Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Давайте познакомимся», «Назови друга ласково», «Приходите ко мне в гости, будем играть»).
Музыкальные игры («Отгадай, что звенит»,.)
Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мы топаем ногами», «Догоню тебя», «Курочка и цыплята», «Птички летают»).
Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Карусели», «Зайчик серенький сидит»).
Пальчиковые игры («Этот пальчик», «Пальчики здороваются», «Сорока, сорока, кашу варила», «Здравствуй, солнце золотое!»).
Словесные игры («Помоги найти маму», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду», «Кого как зовут»).
Фольклор( «Водичка, водичка, умой мое личико», «Кран, откройся, нос, умойся», «Закатаем рукава», «Лейся, чистая водичка, ты умой мне чисто личико», «Тропинка ко сну»).
Конструктивная деятельность:
Разнообразные конструкторы
Задания («Домик для мишки», «Кроватка для неваляшки», «Полочка для обуви»)
изодеятельность:
рисование «Лучики для солнышка», «Раскрасим репку», «Красивая чашка», «Мячики для котят»)
Лепка( «Пряники для мишки», «Угостим мышку горошком», «Морковка для зайчика».)
Художественная литература:
Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки»
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Произведения К. Чуковского «Катауси и Мауси», «Путаница», Стихотворение С. Капутикян «Маша обедает», Г. Сапгира «Кошка».
Новогодние развлечение
(для детей и родителей)
Полученные результаты
В результате проделанной работы были созданы условия для охраны и укреплению здоровья детей. У них появилось доверительное отношение к взрослым. Была организованна работа с родителями. Проект оказал положительный эффект на психологическое состояние детей так как мы приблизили окружающую среду ребенка в детском саду к домашним, посредством фольклора, что позволило перейти от тяжелого уровня к среднему, и от среднего к легкому.
Заключение:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкаль-игровую) ;отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возрасла речевая актиность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В перспективе проект может быть продолжен так как, обращение к фольклору в работе должно быть постоянным, это нам позволит в дальнейшем устранить проблему тяжелых адаптаций.
Литература:
Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. А. Комаровой, «Учитель» Волгоград 2010
Е. Н. Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель»Воронеж2006
И. Е. Аверина Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва2008
И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова Прогулки в детском саду. ТЦ Москва2009
М. А. Михайлова Детские праздники, игры, забавы, фокусы. Ярославль «Академия развития»2000
Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва2000
А. Н. Ионова Играем, гуляем, развиваем «Экзамен» Москва 2011
Е. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду.
Л. В. Белкина Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ «Учитель» Воронеж 2006