Анастасия Рогачева
Проект «Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в игровом взаимодействии»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематика
Развитие детей раннего возраста
Название проекта
Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в игровом взаимодействии
Целевая группа
Дети раннего возраста, поступившие в дошкольную образовательную организацию, их родители и педагоги
Содержание проекта
Публикация «Проект „Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в игровом взаимодействии“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Социальная политика нашего государства, отраженная в национальном проекте «Образование» (федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», в аспекте поддержки семей с детьми способствует росту количества детей раннего возраста, испытывающих потребность в дошкольном образовании.
Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования допускают получение ребенком дошкольного образования с двух месяцев. При этом реализация образовательного процесса в группах детей раннего возраста (яслях, кроме собственно предоставления помещений и создания материально-технических условий, встречает ряд проблем, связанных с недостаточным учетом резервов раннего возраста, важности соблюдения принципа возрастосообразности, значимости ведущего вида деятельности, ценности игрового взаимодействия.
Адаптация как процесс приспособления организма к новой обстановке занимает значимое место в дошкольной педагогике. Это связано с тем, что детский сад для ребенка раннего возраста – это не только новый период в жизни ребенка, он является незнакомым пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
В сложившихся условиях актуализируются педагогические аспекты адаптации к дошкольной образовательной организации, значимым из которых выступает игровое взаимодействие как неотъемлемая часть жизни ребенка раннего возраста.
Сроки реализации проекта: 3 месяца, исходя из длительности процесса адаптации к дошкольной образовательной организации, характерной для большинства детей раннего возраста.
Цель проекта: адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в игровом взаимодействии.
Задачи:
- вызвать интерес ребенка к пребыванию в детском саду;
- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками;
- развивать культурные нормы поведения;
- формировать игровую деятельность детей;
- формировать произвольное поведение.
Тематические направления проекта:
- «Это мы» (тематические блоки «Это я», «Это ты», «Это мои друзья»);
- «Наши игрушки» (тематические блоки «Игрушки для группы», «Игрушки для улицы», «Ухаживаем за игрушками»);
- «Наши игры» (тематические блоки «Играю сам», «Играю с другом», «Играю с ребятами»).
Педагогическим инструментом реализации проекта мы определили культурные практики как повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации ребенка, связанные с содержанием жизни и его взаимодействием с другими людьми: культурная практика этикета; культурная практика подвижной игры; культурная практика сюжетной игры; культурная практика режиссерской игры.
Деятельность, лежащая в основе практики, выступает условием успешного развития ребенка: в деятельности развиваются его способности, осуществляется взаимодействие с миром, происходит творческая самореализация.
Культурные практики имеют непосредственное отношение к адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду средствами игрового взаимодействия, так как связаны с активной, самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией ребенком новых видов деятельности, основанных на индивидуальных потребностях.
Культурные практики способствовали переосмыслению содержания развивающей предметно-пространственной среды, самостоятельной и совместной деятельности детей, нацеленность на формирование культурных умений и обогащение эмоционально-чувственного опыта, проектирование культурных событий, в которые включается ребенок, подбор объектов культурной памяти и культурного опыта.
Родители воспитанников были вовлечены в процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации как полноправные участники образовательного процесса.
Нами были определены следующие родителей, вовлеченных в образовательный процесс:
- члены группы – когда родители пребывают в группе вместе со своим ребенком в период адаптации, участвуют наряду с ним в различных видах деятельности: игровой, познавательной, художественно-творческой;
- педагоги – когда родители участвуют в непосредственно-образовательной деятельности: играют на музыкальных инструментах, читают книги, организуют игру;
- наблюдатели – когда родители в незаметном костюме присутствуют в группе или на прогулке и наблюдают за деятельностью детей;
- ученики – в рамках психолого-педагогического просвещения;
- советники – как дающие рекомендации по работе с ребенком, предлагающие эффективные методы и приемы взаимодействия;
- инвесторы – когда родители оказывали посильную помощь в организации игрового взаимодействия детей (шили нарукавники для художественно-творческой деятельности, организовывали библиотечку группы, помогали организовать выставку работ и фотовыставку, помогали сделать бизиборд и вигвамы);
- реципиенты – как получатели информации о том, что происходит с ребенком в течение дня по мессенджерам;
- собеседники – как члены группы в мессенджерах по обсуждению хода адаптации детей к детскому саду.
Постоянная и полиролевая вовлеченность родителей в образовательный процесс способствовала адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы:
- ребенок проявляет интерес к пребыванию в детском саду, быстро переключается от эмоций расставания с родителями к позитивному взаимодействию с воспитателем и другими детьми, к игре в игровом уголке;
- ребенок бесконфликтно общается со взрослыми и сверстниками;
- ребенок демонстрирует культурные нормы поведения;
- ребенок легко включается в индивидуальную и групповую игровую деятельность, обладает элементарными навыками игры;
- ребенок проявляет навыки произвольного поведения.
Для определения уровня адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в игровом взаимодействии стало необходимо применение следующих методов педагогической диагностики:
1. Метод наблюдения. Предоставил возможность охарактеризовать адаптированность детей в свободной деятельности и в специально созданных условиях, изучить эмоции и коммуникативные качества детей. Содержание наблюдения и содержание уровней были разработаны нами в процессе экспериментальной работы. На наш взгляд, специально организованное наблюдение за действиями детей в естественных ситуациях давало картину реального состояния наблюдаемого феномена, предоставляло реальные факты для его аутентичной индивидуальной и коллективной характеристики.
2. Метод анализа монографических характеристик. Предоставил возможность дать обобщенную характеристику адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, своевременно вносить коррективы в педагогический процесс.
3. Метод анкетирования (родителей). Позволил дополнить и уточнить сведения об адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в игровом взаимодействии.