Банщикова
Консультация для педагогов «Продуктивные методы обучения в начальной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивные методы обучения в начальной школе.
Подготовила: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Банщикова Лариса Витаьевна
МБОУ «Школа№18» города Прокопьевска
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется продуктивным методом.
Суть продуктивного метода заключается в том, что учитель ставит перед учениками некую проблему и дети совместными усилиями пытаются найти объяснение.
Темочки:
Интеллектуальные действия ученика в процессе решения задач продуктивными методами достаточно сложны: он должен осознать стоящую перед ним проблему, активизировать все имеющиеся у него знания по этому вопросу; сравнить, проанализировать, соотнести результат выполненного действия с поставленной проблемой, проверяя, не отклонился ли он в сторону от главной задачи. Естественно, что при этом ученик должен в достаточной степени владеть всеми необходимыми для перечисленных действий операциями.
Продуктивные методы являются основными требованием в школе – то есть, развитие творческой личности. Анализируя основные виды творческой деятельности можно увидеть, что при ее регулярной реализации у человека развиваются качества быстроты ориентировки в меняющихся ситуациях, способности видеть проблему и не бояться ее новизны, своеобразия и плодотворности мышления, изобретательности, интуиции и т. п. Спрос на эти качества довольно велик в настоящее время и очевидно будет повышаться в будущем. Обстоятельством функционирования продуктивных методов является присутствие проблемы.
Обучение благодаря продуктивным методам называют проблемным обучением. В продуктивных методах существуют следующие достоинства проблемного обучения:
1. учит думать логично, научно и творчески;
2. учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;
3. учит преодолевать встречающиеся затруднения;
4. делает учебный материал более доказательным;
5. делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;
6. способствует превращению знаний в убеждения;
7. вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;
8. формирует и развивает познавательные интересы;
9. формирует творческую личность.
Методы продуктивного обучения.
Когнитивные методы. Цель использования – познание объекта.
1) Метод конструирования понятий предполагает самостоятельную формулировку определения понятия, сравнение различных определений.
2) Метод конструирования правил предполагает проведение учащимися исследований (по заданному учителем алгоритму, в результате которых они «открывают» некоторые правила, закономерности.
3) Метод гипотез предполагает выдвижение учащимися различных обоснованных ими гипотез при ответе на вопрос «что будет, если…».
Креативные методы обеспечивают ученикам возможность создания личных образовательных продуктов. При этом познание происходит «по ходу» собственно творческой деятельности.
1) Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания или его части (напр., придумывается малое число, самый совершенный компьютер).
2) Метод агглютинации предлагает соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить их (словесно, в виде рисунка и т. п.).
3) Метод мозгового штурма предполагает сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов.
Оргдеятельностные методы.
1) Методы ученического целеполагания предполагают выбор учениками целей из предложенного учителем набора, конструирование учащимися целей по заданному алгоритму, обсуждение реалистичности и достижимости выдвинутых учениками целей, формулирование целей на основе результатов рефлексии, разработка ценностных норм и др.
2) Методы ученического планирования предполагают планирование учащимися своей образовательной деятельности на определённый срок (урок, день, неделю); план должен включать этапы и виды деятельности ученика по реализации его цели; в конце работы осуществляется рефлексия планирования.
3) Методы создания образовательных программ учеников предполагает владение комплексом методов – смысловое «видение» предмета, установление целей, отбор изучаемых вопросов и тем, планирование, самооценка и рефлексия.
Таким образом, продуктивные методы представляют собой своеобразное «открытие» новых свойств объекта или новых знаний. Дети под руководством учителя решают задачи: они наблюдают какой-либо факт, находят в нём непонятное явление, выдвигают гипотезу, выясняют связь этого явления с другими, ищут способы его объяснения и т. д. (как это делали в своё время учёные-первооткрыватели, и таким образом приходят к выводам о свойствах и закономерностях «открытого» ими явления.
Я хотела бы познакомить вас с одним из креативных методов, применяемых мною на различных уроках в начальной школе. Этот метод называется «Если бы.».
Суть этого метода состоит в том, что ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.
Большое применение этот метод находит при изучении Окружающего мира.
Изучая тему «Полезные ископаемые», я предлагаю учащимся поразмышлять о том, что изменилось бы в нашей жизни, если бы не было на Земле, скажем, железной руды. Учащиеся задумываются о том, что из окружающих нас предметов изготовлено из железа – предметы быта, механизмы, машины и т. д., и чего лишился бы человек, лишившись железа, и чем мог бы этот металл заменить.
Таким образом, учащиеся яснее понимают важность данного полезного ископаемого и область применения его человеком в своей жизни.
При изучении темы «Круговорот воды в природе» учащимся предлагается представить, что произошло бы, если б вода перестала возвращаться на Землю. Ученики говорят, что высохли бы реки, моря, океаны, засохли цветы, травы, погибли деревья. Наступила бы гибель животных и человека. Осознав это, учащимся легче запомнить, что испарившаяся вода всегда возвращается на Землю. Таким образом, эта тема легко усваивается учащимися.
Изучая далее тему «Охрана воды», я прошу детей представить, что произошло бы, если бы на нашей планете не осталось чистой воды, пригодной для питья. Ученики говорят, что жизнь на Земле могла бы прекратиться, делая тем самым вывод о том, что вода – одно из самых главных богатств Земли, т. к. она несет жизнь всему живому; и самостоятельно приходят к мысли о том, что чистота воды зависит от деятельности человека, и в его интересах сохранить чистоту воды.
При изучении темы «Пищевые цепочки» предлагаю убрать из цепочки одно звено и ставлю вопрос: что произойдет? Рассмотреть ситуацию можно на примере цепочки «осины – зайцы – лисы». Учащиеся, поразмышляв, приходят к выводу о том, что если не будет зайцев, уменьшится популяция лис, а если не будет лис, то в их образе исчезнут природные санитары леса, которые уничтожают в первую очередь слабых, больных животных. Таким образом, учащиеся понимают, что любые изменения в природе не проходят бесследно, и исчезновение одного вида может повлечь за собой исчезновение другого вида.
Метод «Если бы…» я применяю и на уроках русского языка.
Например, при изучении темы «Роль прилагательных в речи», я предлагаю представить, что из нашего языка вдруг исчезли бы все прилагательные. Как изменилась бы наша речь?
Для наглядности предлагаю учащимся в каком либо тексте зачеркнуть все прилагательные и заново прочитать этот текст. Ученики наглядно видят, насколько беднее стал текст, как неточны стали описания. Выполнив эту работу, ученики делают вывод о важном значении прилагательных в речи.
При изучении темы «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся представить, что из нашего языка пропала бы эта буква. Изменится ли значение слов?
Предлагаю поработать со словами семья, колья. Убрав мягкий знак, учащиеся читают слова и делают вывод о том, что значение этих слов изменилось.
Следующую группу слов я записываю без разделительного мягкого знака и предлагаю восстановить слова: пьет, ульи, перья. Учащиеся говорят о том, что эти слова без разделительного мягкого знака меняются до неузнаваемости и теряют смысл.
Обобщая сказанное, ученики делают вывод о важности употребления разделительного мягкого знака в словах и становятся более внимательными при написании подобных слов.
Метод «Если бы…» применим на любых уроках, когда нужно вызвать интерес учащихся к изучаемой теме, дать возможность им самим понаблюдать за изучаемым объектом и сделать необходимый вывод. Применение этого метода не только развивает способность воображения учащихся, но и позволяет лучше узнавать устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих, фундаментальные основы различных наук.
Литература
1. Гайдай, Н. П. «Активные методы обучения, модерация и ФГОС» [Текст] / -2015. - С 7.
2. Даль, В. Толковый словарь живого русского языка: [Текст] / -Т. 1-4.-М. :Рипол Классик,2006.– С 2750
3. Подласый, И. П. Продуктивная педагогика // Народное образование, 2003г. С. 476-