Ольга Бабанина
Продуктивная деятельность как средство развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие – это развитие органов чувств, познание окружающего мира, путем обследования окружающих предметов. Сенсорное развитие – это развитие зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых анализаторов. Основными задачами сенсорного развития является знакомство детей с такими понятиями, как форма, цвет, величина. На этих понятиях будет в дальнейшем базироваться весь образовательный процесс.
Публикация «Продуктивная деятельность как средство развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста используются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность, конструирование и др.
Рисование и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета, служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции.
Изображение в рисунке может сформироваться лишь на основе чувственного знакомства с предметом, в результате специального целенаправленного его восприятия. От характера восприятия зависит и качество тех представлений, которые ложатся в основу рисунка. В восприятии отражаются отдельные стороны предмета — форма. Несмотря на то, что зрительное восприятие осознается как мгновенное, оно представляет собой процесс, протекающий во времени. Происходит соединение восприятия отдельных сторон предмета в единый образ — сенсорное ассоциирование.
Этот процесс может иметь различный характер: идти от целого к частям и от частей к целому. При этом участвуют процессы и анализа (выделение свойств) предмета и синтеза (обобщение этих свойств).
Процессы анализа и синтеза в восприятии происходят при помощи движения. В случаях осязательного восприятия — это движение рук; в случаях зрительного — движение глаз. Воспринимающий как бы ощупывает предмет взглядом, познавая, таким образом, его свойства. Это рассматривание предмета. Процесс этот протекает более активно при первоначальном ознакомлении с предметом.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством сенсорного развития. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства. Развитие чувства цвета, формы на занятиях возможно лишь при хорошем знании детьми цветов и форм. Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства.
Рисование развивает восприятие, обогащение сенсорного опыта путем выделения формы предметов. Развивает эстетическое восприятие окружающих предметов. Формирует умение различать цвета, формы изображаемых предметов. Учит рисовать различные линии; пересекать их, уподобляя предметам (ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и т. д.).
Лепка знакомит с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой. Формирует умение аккуратно им пользоваться. Дети осваивают технику отламывания маленького кусочка от большого куска, лепки палочек и колбасок, раскатывания комочка между ладонями прямыми движениями, соединения концов палочек, плотно прижимая их друг к другу и т. д.
В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства.
Сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании. В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т. д., узнают об особенностях геометрических тел: у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника противоположные стороны равны и т. д.
В процессе обучения детей сооружению разных конструкций, однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющий детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.
Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространственных представлений, и в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. Совершенствуются эти представления и тогда, когда он создает игрушку, размещая и наклеивая мелкие детали (украшения на стенках корзинки, окна у домика и др.) на плоскостной развертке (выкройке); перед тем, как сложить и склеить выкройку в готовую объемную игрушку, конструкции размещаются на определенной плоскости («на улице», «на ферме» и т. д.). Таким образом, формирование пространственных представлений в процессе конструирования происходит на наглядном материале, однако более сложные конструктивные задачи (выполнение модели в новом положении, работа с выкройкой) требуют уже некоторого отвлечения от непосредственно воспринимаемого, т. е. более сложной мыслительной деятельности.
В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Это содержание охватывает те предметы и их взаимоотношения, с которыми сталкивается и действует ребенок, те знания, умения и навыки, которые дети должны получить в ходе этой деятельности.
Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети научатся изображать все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметов, как величина, форма, цвет и т. д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991.- 335с.
2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. – М. ,2000. – 416 с.
3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. - СПб. : КАРО, 2008.- 96с.
5. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1983. – 96с.
6. Саккулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (пособие для воспитателей). – М: «Просвещение», 1973. – 208 с.
7. Сенсорное воспитание в детском саду/ ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой, М. : «Просвещение», 1981. -192 с.
8. Сенсорное развитие малышей : организация, содержание: из опыта работы УО «Государственный ясли-сад № 15 г. Витебска». – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 72 с.