Марина Керимова
Программа артикуляционных упражнений (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Полезные советы № 1
Комплекс упражнений
для выработки правильного произношения звука P
1. Чьи зубы чище? ("Чистим зубы")
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы
с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
— Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
— Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь,
а находился у корней верхних зубов.
— Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Маляр
Публикация «Программа артикуляционных упражнений (продолжение)» размещена в разделах
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая
языком движения вперед-назад.
Внимание!
— Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
— Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних
зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
3. Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю,
идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю
губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный
край стола.
Внимание!
— Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
— Нельзя надувать щёки.
— Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т. е. чтобы
воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
4. Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх
и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при
произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать
верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
— Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала,
не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно
придерживать её пальцем).
— Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
5. Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад,
стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала
производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос,
пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
6. Барабанщики. (Барабан)
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх
и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним
альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий
английский звук «д-ддддд». Сначала звук «д» произносить медленно,
постепенно увеличивать темп.
Внимание!
— Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть
неподвижна; работает только язык.
— Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
— Кончик языка не должен подворачиваться.
— Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная
струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном
выполнении упражнения она будет отклоняться.
7. Лошадка.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком
языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание!
— Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
— Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
— Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок
щелкал языком, а не чмокал.
8. Грибок.
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку
(уздечку).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык
всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую
шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
Внимание!
— Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
— Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна
половина не должна опускаться.
— При повторении упражнения надо открывать рот шире.
9. Гармошка.
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская
языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так
растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При
повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше
удерживать язык в верхнем положении.
Внимание!
— Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
— Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт
от трёх до десяти.
— Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Комплекс упражнений
для выработки правильного произношения звука Л
1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно
тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Футбол (Конфета) Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну,
то в другую щеку.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
4. Чистим зубы.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
5. Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх
и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать
верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
— Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала,
не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно
придерживать её пальцем).
— Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
— Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать
непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять
его наверх и завернуть на верхнюю губу.
6. Пароход гудит.
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит
пароход).
7. Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад,
стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала
производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос,
пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).
Внимание!
— Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
— Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
— Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
8. Качели.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при
соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы,
приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней
стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так
поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались
неподвижными.
9. Лошадка.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком
языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание!
— Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
— Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
— Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок
щелкал языком, а не чмокал.
10. Дует ветерок.
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними
зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать
ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
Комплекс упражнений
для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)
1. Наказать непослушный язычок.
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким,
распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю
губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать
широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного
до пяти-десяти.
Внимание!
— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить,
чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка,
если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно
это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
2. Сделать язык широким.
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном
положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного
до пяти-десяти.
Внимание!
— Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
— Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
— Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
— Боковые края языка должны касаться углов рта.
3. Приклей конфетку.
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край
языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу
за верхними зубами.
Внимание!
— Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть
неподвижна.
— Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
— Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить
чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда
он не будет закрывать рот).
— Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
4. Грибок.
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку
(уздечку).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык
всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую
шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
Внимание!
— Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
— Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна
половина не должна опускаться.
— При повторении упражнения надо открывать рот шире.
5. Кто дальше загонит мяч.
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю,
идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий
передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф,
сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
— Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
— Нельзя надувать щёки.
— Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воздушная
струя была узкой, а не рассеянной.
6. Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх
и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при
произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать
верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
— Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала,
не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно
придерживать её пальцем).
— Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
— Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать
непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять
его наверх и завернуть на верхнюю губу.
7. Гармошка.
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская
языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так
растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При
повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше
удерживать язык в верхнем положении.
Внимание!
— Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
— Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт
от трёх до десяти.
— Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
8. Фокус.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму
ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты,
а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа.
Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
— Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
— Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине
образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается,
можно слегка придержать язык.
— Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Комплекс упражнений
для выработки правильного произношения свистящих звуков (с, з, ц)
1. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
2. Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята
вверх.
3. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты
к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается
в глубь рта.
Примеры артикуляционных игр с палочками
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное
отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке
языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик
падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык — «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать
шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик
с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой
с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго
индивидуальным.
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком
в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку
с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно
прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой
стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать
круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие
похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно
от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»
1. Язык в форме глубокого «ковша» ("Чашечка") с небольшим количеством
воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед
из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.
2. «Язык-ковш» ("Чашечка") с жидкостью плавно перемещается попеременно
в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот.
Выполняется 10 раз.
3. «Язык-ковш» ("Чашечка", наполненный жидкостью, плавно двигается
вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.