Приложение МААМ

Программа артикуляционных упражнений (продолжение)

Марина Керимова
Программа артикуляционных упражнений (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы

Полезные советы № 1

Комплекс упражнений

для выработки правильного произношения звука P

1. Чьи зубы чище? ("Чистим зубы")

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы

с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!

— Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

— Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь,

а находился у корней верхних зубов.

— Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Маляр

Публикация «Программа артикуляционных упражнений (продолжение)» размещена в разделах

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая

языком движения вперед-назад.

Внимание!

— Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

— Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних

зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

3. Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю,

идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю

губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный

край стола.

Внимание!

— Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

— Нельзя надувать щёки.

— Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т. е. чтобы

воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

4. Вкусное варенье.

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх

и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при

произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать

верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

— Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала,

не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно

придерживать её пальцем).

— Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

5. Индюк.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить

движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад,

стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала

производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос,

пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

6. Барабанщики. (Барабан)

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх

и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним

альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий

английский звук «д-ддддд». Сначала звук «д» произносить медленно,

постепенно увеличивать темп.

Внимание!

— Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть

неподвижна; работает только язык.

— Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.

— Кончик языка не должен подворачиваться.

— Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная

струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном

выполнении упражнения она будет отклоняться.

7. Лошадка.

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком

языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!

Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

— Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

— Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок

щелкал языком, а не чмокал.

8. Грибок.

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку

(уздечку).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык

всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую

шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Внимание!

— Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

— Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна

половина не должна опускаться.

— При повторении упражнения надо открывать рот шире.

9. Гармошка.

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская

языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так

растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При

повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше

удерживать язык в верхнем положении.

Внимание!

— Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

— Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт

от трёх до десяти.

— Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Комплекс упражнений

для выработки правильного произношения звука Л

1. Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно

тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Футбол (Конфета) Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну,

то в другую щеку.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

4. Чистим зубы.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

5. Вкусное варенье.

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх

и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать

верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

— Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала,

не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно

придерживать её пальцем).

— Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

— Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать

непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять

его наверх и завернуть на верхнюю губу.

6. Пароход гудит.

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит

пароход).

7. Индюк.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить

движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад,

стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала

производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос,

пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

Внимание!

— Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

— Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

— Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

8. Качели.

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при

соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы,

приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней

стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так

поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались

неподвижными.

9. Лошадка.

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком

языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!

Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

— Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

— Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок

щелкал языком, а не чмокал.

10. Дует ветерок.

Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними

зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать

ваткой.

Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений

для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

1. Наказать непослушный язычок.

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким,

распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю

губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать

широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного

до пяти-десяти.

Внимание!

— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить,

чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка,

если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно

это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. Сделать язык широким.

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном

положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного

до пяти-десяти.

Внимание!

— Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

— Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

— Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

— Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. Приклей конфетку.

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край

языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу

за верхними зубами.

Внимание!

— Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть

неподвижна.

— Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

— Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить

чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда

он не будет закрывать рот).

— Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

4. Грибок.

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку

(уздечку).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык

всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую

шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Внимание!

— Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

— Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна

половина не должна опускаться.

— При повторении упражнения надо открывать рот шире.

5. Кто дальше загонит мяч.

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю,

идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий

передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф,

сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!

— Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

— Нельзя надувать щёки.

— Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воздушная

струя была узкой, а не рассеянной.

6. Вкусное варенье.

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх

и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при

произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать

верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

— Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала,

не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно

придерживать её пальцем).

— Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

— Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать

непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять

его наверх и завернуть на верхнюю губу.

7. Гармошка.

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская

языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так

растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При

повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше

удерживать язык в верхнем положении.

Внимание!

— Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

— Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт

от трёх до десяти.

— Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

8. Фокус.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму

ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты,

а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа.

Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!

— Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

— Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине

образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается,

можно слегка придержать язык.

— Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Комплекс упражнений

для выработки правильного произношения свистящих звуков (с, з, ц)

1. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

2. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята

вверх.

3. Катушка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты

к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается

в глубь рта.

Примеры артикуляционных игр с палочками

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное

отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке

языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик

падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык — «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать

шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик

с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой

с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго

индивидуальным.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком

в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку

с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно

прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой

стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать

круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие

похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно

от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» ("Чашечка") с небольшим количеством

воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед

из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.

2. «Язык-ковш» ("Чашечка") с жидкостью плавно перемещается попеременно

в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот.

Выполняется 10 раз.

3. «Язык-ковш» ("Чашечка", наполненный жидкостью, плавно двигается

вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.

Публикации по теме:

Комплекс упражнений «Веселые мячики»Комплекс упражнений «Веселые мячики» «Веселые мячики» Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую связано с развитием интеллекта. Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 7-содержательный раздел (продолжение) Программа «Зернышко» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Картотека артикуляционных упражненийКартотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.

Картотека игр и упражнений в бассейнеКартотека игр и упражнений в бассейне Октябрь Задачи: Создать условия для участия гиперактивных детей в играх. Корригировать эмоциональную сферу через игровые формы работы.

Картотека кинезиологических упражненийКартотека кинезиологических упражнений  Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка,.

Картотека упражнений по биоэнергопластике «Лопаточка» Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз. «Чашечка» Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки. «Иголочка» Пальцы.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–5 лет Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Разминка Мы на плечи руки ставим, (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад.) Начинаем их.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа артикуляционных упражнений (продолжение)
Опубликовано: 14 сентября 2020 в 14:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа артикуляционных упражнений (продолжение)» (включая файлы) размещена пользователем Марина Керимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД