Татьяна Кокорина
Проблемы взаимоотношений детей раннего возраста со взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Основу педагогики раннего детства составляют теоретические концепции, разработанные в трудах Л. С. Выгодского, С. Л. Рубенштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и других ученых.
Труды основоположников преддошкольной педагогики профессоров Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной показали, что раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. В раннем детстве ведущими для ребенка являются эмоциональное общение со взрослыми, затем манипулятивная и предметная деятельности.
Темочки:
Исследуя проблемы детей раннего возраста, К. Л. Печора и Г. В Пантюхина заостряют внимание на роли взрослого. Ученые отмечают, что общение становится источником развития детей уже в первые месяцы жизни. Очень рано у малыша возникает интерес к другим детям, он может подолгу рассматривать ребят или проявлять при их виде радость. На втором году жизни формируются некоторые социальные черты личности — любовь к близким, сочувствие сверстникам, ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш активно выражает при общении с взрослыми. (1)
М. И. Лисина, рассматривая организацию общения детей со взрослыми, выделяет три этапа в общении:
1. Этап новорожденности (охватывает первый месяц жизни)- совершается подготовка младенца к контактам с окружающими людьми;
2. Этап эмоционального общения (с 2-х до 6-ти месяцев)- появляется комплекс оживления. У ребенка складывается качественно новое отношение со взрослому - не как к объекту, а как к субъекту, партнеру по общению;
3. Этап делового общения (охватывает второе полугодие жизни)- желание общаться ребенок выражает позами, жестами, появляется новая основная деятельность- манипуляция предметами.
Исследователь также определяет четыре признака наличия общения у младенца с взрослым :
• взгляд в глаза взрослого;
• ответная улыбка в конце первого месяца жизни;
• инициативные улыбки и двигательные оживления;
• стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым.
Общение совершается благодаря факторам:
1) органические нужды ребенка;
2) потребность в впечатлениях
3) опережающая инициатива взрослого
4) условия воспитания ребенка.
По мнению М. И. Лисиной, чтобы обеспечить включение механизма формирования общения необходимо выполнить три воспитательные задачи: относится к ребенку как к личности, организовать контакты взглядов, ответно подкреплять улыбку ребенка. (2)
Л. Н. Павлова, С. Л. Новоселова, Л. И. Каплан отмечают, что коммуникативная потребность побуждает ребенка активно искать контакты с окружающими людьми. Систематическое общение со взрослыми, его словесное эмоциональное воздействие обогащают детей первого полугодия жизни и значительно и значительно блаоприятствуют их познавательному развитию.
Линия развития общения взрослого с ребенком осуществляется от более простой формы к более сложной. Во втором полугодии жизни ребенка взрослый выступает не только в качестве организатора, но и активного партнера, знающего, чего он должен добиваться от ребенка, чему его научить. Общение принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребенка с окружающей действительностью. Исследователи дают следующие рекомендации в общении с ребенком:
• взрослый должен удовлетворить развивающуюся у ребенка потребность в освоении окружающего, обеспечить ему достаточную двигательную активность, продумать и организовать окружающую среду, осуществить методически правильный подбор предметов, игрушек;
• взрослый должен проявлять к ребенку исключительную чуткость, развивая постепенно его возможности в освоении окружающего; отношение к себе. (3)
С. Теплюк утверждает, что чувство свободы и собственного достоинства с самых первых дней жизни ребенка не должны попираться ни родителями, ни педагогами в детских учреждениях. (4)
Исследователи Ю. Разенкова и С,Теплюк определили, что главная особенность коммуникации со взрослым у детей раннего возраста состоит в том, что общение протекает на фоне их практического взаимодействия. Формируемая под влиянием взрослого предметная деятельность начинает менять форму их общения, сложившуюся ранее. (5)
Таким образом, изучив проблему взаимоотношений детей раннего возраста с взрослыми можно выделить следующее:
• Доброжелательное систематическое общение с взрослыми обогащает детей раннего возраста, благоприятствует познавательному развитию;
• Общение принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит малыша с окружающей действительностью;
• Потребность в общении должна быть удовлетворена;
• Предметная деятельность и игра способствуют развитию эмоционального общения;
• Привязанность, формирующаяся в раннем детстве, помогает ребенку вступать в общение и взаимодействие с взрослым;
• Общение возможно лишь с тем человеком, от которого не исходит чувство опасности.
Используемая литература:
1. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Развитие и воспитание детей второго года жизни. М. :Прсвещение,1986.
2. М. П. Лисина. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослым от рожения до семи лет. М. :Автореф. Дис. 1999.
3. Л. Н. Павлова, С. Л. Новоселова, Л. И. Каплан. Дети раннего возраста вдошкольных учреждениях. М. :Владос. 2004.
4. С. Теплюк. Коррекция личностного развития дошкольника. М. :Сфера. 2009.
5. Ю. Разенкова, С. Теплюк. Индивидуальная программа развития детей. М. :РМАПО. 2000