Людмила Гришакова
Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
О необходимости создания крепкого союза образовательного учреждения и семьи писал в свое время В. А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».
Публикация «Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» размещена в разделах
Сейчас в педагогике распространяется компетентностный подход Само понятия «компетенция» трактуются в литературе неоднозначно. В наиболее общем понимании “компетентность” означает соответствие предъявляемым требованиям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Например, В. М. Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний. В. С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения»
Понятие компетентности включает не только когнитивную и опреационно-технологическую составляющую, но и мотивационную, социальную и поведенческую. Оно включает результаты общения, обучения, систему ценностных ориентаций, привычки. Один из компетентностных подходов - это работа ДОУ с семьей. Суть его заключается в фокусировке внимания педагогов на родителях в вопросах образования. В свою очередь такой подход требует разработки новых форм работы с семьей.
Овладение всем комплексом видов и типов контакта по мере взросления ребенка от раннего возраста к дошкольному составляет интегративную сущность психолого-педагогического сопровождения родительской компетентности.
Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:
- между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;
- между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;
- между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;
- между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни, и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т. ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других.
Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты-педагоги дошкольных учреждений.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Формирование сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи будет наиболее эффективно при выполнении следующих организационно-педагогических условий:
- технологическом подходе к обеспечению взаимодействия между педагогами и родителями;
- оказании методической помощи педагогам в установлении контакта с родителями, состоящей из нескольких этапов: диагностика, планирование, консультирование и контроль;
- планомерном и активном распространении педагогических знаний среди родителей;
- вовлечении родителей в деятельность ДОУ с использованием целесообразного сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании.
Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм. В дошкольных образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заведующая, старший воспитатель, психолог, воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания и обучения детей и многое другое. На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого ДОУ стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимо-действия со всеми социальными институтами и, прежде всего, с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.
Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенноcтей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.