дмитрий иванов
Проблемы коммуникации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Логунова Е. В. Воспитатель МБДОУ детский сад № 13 г. Ульяновска
Статья: «Проблемы коммуникации детей старшего дошкольного возраста».
Многие исследователи, психологи и педагоги понятия «коммуникация» и «общение» относят к синонимичным понятиям. Однако, с учетом развития общества, современных технологий и окружающего мира в большинстве работ на тему психологии и педагогики отражаются и иные взгляды к толкованию этих терминов, сводящиеся к тому, что коммуникация – это скорее, элемент общения, его компонент.
Публикация «Проблемы коммуникации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Как правило, под понятием общение понимается довольно-таки сложный процесс установления контактов между людьми, имеющий свои определенные формы и особенности. На тему смысла общения, его значения, в том числе и для детей дошкольного возраста написано немалое количество работ, высказано огромное количество точек зрения.
В данной статье уделено внимание такому компоненту общения как коммуникация, ее проблемам у детей старшего дошкольного возраста (в контексте цифровой революции) и их возможному решению.
С учетом произошедших изменений нормативного-правового регулирования в сфере дошкольного образования, появления федерального государственного образовательного стандарта проблематика коммуникации детей дошкольного возраста не остается на последнем месте.
Новые реалии, стремительно развивающиеся информационные технологии, меняющие интересы детей, «требуют» от педагогов разработки «действующих» инструментов развития личности, современных подходов к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Нельзя не согласиться с мнением Панасенко К. Е., указывающей, что готовность детей дошкольного возраста к общению и взаимодействию с окружающим их предметным и социальным миром рассматривается сегодня как необходимое условие становления личности ребенка, показатель освоение им содержания основной образовательной программы дошкольного образования.
Автор отмечает, что общение, как составляющая социально-личностной сферы, обеспечивает процесс позитивной социализации-индивидуализации, социальнопсихологической адаптации ребенка, а именно: умения устанавливать психологический контакт; учитывать особенности коммуникативного воздействия; аргументированность, логичность и адекватность коммуникативного поведения ситуации общения; понимание и обмен информацией между участниками взаимодействия; эффективное использование вербальных и невербальных средств общения.
Причин возникновения проблем коммуникативного общения у деток-дошкольников может быть несколько. Как отмечает Поморцева Н. В. в своей работе, причинами могут быть: высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворённая потребность в общении, низкий социальный статус ребёнка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности (невропатии, страхи).
Нельзя не согласиться с автором в том, что важнейшей целью в развитии ребенка служит формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.
По мнению Е. Барановой, быть ребенку физически здоровым оказывается недостаточно: ребенок нуждается в благоприятной социально-педагогической (развивающей) среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности (социальный фактор развития).
Автор также делает акцент на психологическую активность, которая, по сути, является важнейшим условием развития деятельности, поведения, адекватного отношения ребенка к окружающему миру и оказывает существенное влияние на их качественные характеристики.
Однако проблемы в общении могут возникать не только из-за физиологии ребенка и его психологических особенностей.
Эпоха развития информационных технологий и цифровой революции к сожалению, внесла коррективы, в том числе, в навыки общения детей с взрослыми и своими сверстниками.
Ни для кого не секрет, что у ребёнка из-за частого использования гаджетов, персонального компьютера могут возникнуть проблемы с общением. Часто у детей общение заменяется «виртуальным», живые эмоции и мимика - смайлами. Ребёнок не учится высказывать своё мнение, делиться переживаниями, разделять чью-то боль. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребенку в будущем. К тому же общение в социальных сетях и на форумах не дает возможности увидеть подлинную реакцию собеседника. Это значит, что ребёнок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.
Как отмечает ряд авторов, замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного развития.
По мнению Самохваловой А. Г. для эффективного общения ребенок должен уметь организовать взаимодействие с другими детьми, слушать и слышать собеседника, понимать специфику коммуникативной ситуации и выходить из конфликта, адекватно реагировать на поступки и высказывания других. Освоить эти коммуникативные навыки можно только в процессе общения.
Однако существует и иная точка зрения относительно "присутствия" в жизни ребенка электронных устройств. Ее сторонники считают, что в разумных пределах использование компьютера для занятий с детьми в игровой форме (игры-головоломки, загадки с изображением компьютерных персонажей и т. п.) в некоторой степени вносят вклад в развитие ребенка.
Безусловно, есть плюсы и минусы и можно рассуждать о пользе либо о вреде, который может быть нанесен ребенку, однако, как говорится, все "в меру".
Опять же в данном случае, нужен строгий контроль со стороны взрослых не только во времени использования устройства, но и в содержании контента, который ребенок просматривает или играет.
Тем не менее, автор занимает позицию, что игровая деятельность, не требующая планшетов и иных компьютерных устройств, более полезна для дошкольников как физически так и психологически. Компьютерные игры и игры на гаджетах в полной мере никогда не заменят эмоции человека и не станут первым номером в качестве предмета для познания мира.
Возвращаясь к мнениям медицинских работников о влиянии планшетов и компьютеров нельзя не отметить, что мы, родители, в первую очередь являемся примером для подражания наших детей, поэтому надо стараться прилагать максимум усилий для формирования у ребенка убежденности в пользе иных видов деятельности, способствующих развитию общения и речи (чтение книг, активные игры с мячом, диалоги в игровой форме и т. п.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Статьи в периодических изданиях и научная литература
1. М. В. Белоусова, А. М. Карпов, М. А. Уткузова. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // Практическая медицина. 9 (85) декабрь 2014г. с. 108 – 112.
2. Панасенко К. Е. Диагностика коммуникативных трудностей старших дошкольников в образовательном процессе дошкольной организации // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. С. 117.
3. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка : проблемы, диагностика, коррекция. — СПб: Речь, 2011. — 432 с.
4. См. Галушко И. Г., Галушко А. В., Новоглядова В. В. Безопасное влияние компьютера на ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL : https://e-kon-cept.ru/2018/182027.htm.
Ресурсы информационно – телекоммуникационной сети Интернет
5. https://urok.1sept.ru/статьи/519466/
6.https://www.maam.ru/detskijsad/problemy-komunikativnogo-obschenija-i-povedenija-doshkolnikov.html