Радмила Раилевна Сайгафарова
Проблемы инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы инклюзивного образования
Границы между массовыми и специальными учебными заведениями должны стать «прозрачными», нам необходимо преодолеть барьеры изолированности. [1]
В настоящее время система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со «стандартными» возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате, дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.
Публикация «Проблемы инклюзивного образования» размещена в разделах
Термин инклюзия характеризует более глубокие процессы. Он означает, что ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая, адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. [2]
Инклюзивное (включающее) образование :
- дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни;
- обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива;
- направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Рассмотрим принципы инклюзивного образования на которых базируется не только инклюзивное образование, но и образование в целом :
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
• Каждый человек способен чувствовать и думать;
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• Все люди нуждаются друг в друге;
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Одним из первых документов рассматривающих инклюзию стала Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г., согласно этой декларации:
• Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
• Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
• Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
• Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
• Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования. [3]
Какие же существуют проблемы с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования :
1. Психологические проблемы учителей :
• Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?". Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не компитентны. Включение – это перемена.
2. Проблемы, которые возникают у детей с нормой развития и их родителей:
Родители детей с нормой развития, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к детям с ограниченными возможностями напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.
Хотелось бы рассмотреть проблему инклюзии детей с нарушениями речи на реальном примере одного из муниципальных районов Челябинской области. Кунашакский муниципальный район – на территории муниципалитета находится 17 общеобразовательных оргаизаций. По статистическим данным в районе 250 учащихся первых классов, из них более 100 имеют различные нарушения речи.
Логопедичекая помощь сведена практически к нулю, так как только в двух учреждениях функционируют логопункты, а о психолого-педагогическом сопровождении этих детей и вовсе нет речи. Специалисты логопунктов не направлены на сопровождение детей в общеобразовательном пространстве (большое количество детей с дефектами речи (на одного специалиста, отсутствие моделей сопровождения детей).
На базе одного из образовательных учреждений района (МКОУ Кунашакская СОШ») мы реализуем в работе модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. По нашему мнению, сопровождение детей с нарушениями речи поможет улучшить качество обучения данного контингента детей, а также повысит статус общеобразовательного учреждения, и возможно в перспективе станет консультативным центром помощи и сопровождения детей других учреждений Кунашакского района.
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.
Малофеев Н. Н: «В специальном образовании нет столиц и провинций, ценен любой опыт». [4]
Список используемой литературы:
1. Актуальные проблемы интегрированного обучения. - М. : Права человека, 2001.
2. РООИ "Перспектива" www.perspektiva-inva.ru
3. https://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html
4. https://институт-коррекционной-педагогики. рф/issledovanija/prioritety-v-issledovanijah/specialnoe-obrazovanie-v-menjajuschemsja-mire/