Тимербулатова Татьяна
Проблемы готовности к школьному обучению
Проблемы готовности к школьному обучению
УДК 373. 291 Бакланова Т. Н.
студентка 5 курса
Тюменского Государственного Университета
Институт педагогики психологии
Профиль: начальное образование
ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Публикация «Проблемы готовности к школьному обучению» размещена в разделах
Аннотация: Статья посвящена выявлению современных научных подходов к пониманию сущности готовности к школьному обучению, а также структуры исследуемого феномена. На основании проведенного анализа было выявлено, что готовность к школьному обучению включает в себя интеллектуальный, эмоциональный и социальный аспекты. Принимая во внимание выявленную структуру школьной зрелости, в статье приводится комплекс мероприятий, который позволил добиться существенной оптимизации повышения школьной зрелости.
Ключевые слова: готовность к школьному обучению, школьная зрелость, старшие дошкольники, социальная готовность к школьному обучению, эмоциональная готовность к школьному обучению, эмоционально-волевая готовность к школьному обучению.
Annotation : The article is devoted to the identification of modern scientific approaches to understanding the essence of school readiness, as well as the structure of the studied phenomenon. Based on the analysis, it was revealed that readiness for schooling includes intellectual, emotional and social aspects. Taking into account the identified structure of school readiness, the article provides a complex of forms that allowed reaching significant optimization of the formation of school readiness.
Keywords : readiness for schooling, school maturity, older preschoolers, social readiness for schooling, emotional readiness for schooling, emotional readiness for schooling.
Проблема готовности старшего дошкольника к обучению в школе традиционно выступает одной из наиболее актуальных в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике. На протяжении длительной истории изучения данной проблемы был накоплен внушительный корпус работ, раскрывающих те или иные аспекты феномена готовности. В то же время, принимая во внимание тот факт, что на современном этапе своего исторического развития российское общество и школа как один из базовых социальных институтов столкнулись с глубокими онтологическими трансформациями каждого аспекта жизнедеятельности, проблема готовности к школьному обучению приобрела качественно новые измерения.
В частности, сегодня очевидным становится разрыв между дошкольным и школьным образованием, что приводит к отсутствию преемственности между указанными этапами личностного развития, обучения и воспитания личности. В сложившейся ситуации все большее значение приобретает оптимизация дошкольной подготовки личности к последующему школьному обучению, что обусловливает актуальность темы исследования.
Целью исследования выступает выявление наиболее эффективных форм и методов подготовки дошкольника к обучению в школе.
Логика проведения исследования требует, прежде всего, обращения к теоретическим источникам, которые позволят выявить сущность понятия готовности к обучению в школе.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости :
1) интеллектуальный;
2) эмоциональный;
3) социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, перцептивную зрелость, включающую выделение фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, логическое запоминание, сенсомоторную координацию, умения воспроизводить образцы, развитие тонких движений руки. Другими словами, под интеллектуальной зрелостью понимают не количественный запас представлений ребенка, но уровень развития его интеллектуальных процессов, отражающий функциональное созревание структур мозга. Характерной особенностью интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению выступает умение вычленения учебной задачи, трансформации ее в самостоятельную цель деятельности.
Эмоционально-волевая зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций, возможность длительное время осуществлять не игровую деятельность, умения сознательного подчинения своей деятельности определенным правилам.
Свидетельством социальной зрелости выступает формирование у ребенка потребности в общении со сверстниками, умения подчинять собственное поведения правилам детского коллектива; способность принимать на себя социальную роль ученика.
Принимая во внимание выявленную структуру готовности к школе, в процессе проведения обучающего эксперимента на базе МАОУ Шишкинская СОШ (структурное подразделение детский сад «Ромашка») был проведен комплекс диагностических процедур, направленных на выявление уровня готовности дошкольников к обучению в школе. Полученные результаты отражают тот факт, что большинство детей не полностью готовы к школьному обучению, испытывают существенные затруднения в процессе установления социальных взаимодействий, подчинения собственных действий требованиям детского коллектива и пр. Иначе говоря, полученные результаты отражают тот факт, что у детей отмечается недостаточный уровень социальной и эмоционально-волевой готовности к обучению в школе.
На основании полученных результатов была разработана программа мероприятий для дошкольников и родителей, направленная на развитие выявленных составляющих готовности к школьному обучению. Содержание разработанной программы может быть представлено в виде Табл. 1:
Таблица 1.
Содержание программы, направленной на повышение уровня готовности дошкольников к школьному обучению
Направления работы с дошкольниками Направления работы с родителями
Экскурсия в школу. Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»
Создание в группе «Уголка первоклассника» Общее родительское собрание для детей старшей группы «Скоро в школу». Просмотр видеопрезентации «Социальная готовность к школе»
Беседа «Школьные принадлежности»
Целевая прогулка к школе
Ситуативные беседы «Скоро в школу» Помещение методических рекомендаций в родительском уголке «Скоро в школу
«Веселые старты» (совместно с учениками первых классов)
Индивидуальные беседы с детьми «Хочешь ли ты в школу?» Изготовление буклета для родителей «Скоро в школу»
Коллективная беседа «Для чего нужно учиться в школе?» Изготовление буклета для родителей «Скоро в школу»
В результате практического внедрения указанных мероприятий на основании проведения повторной диагностики было выявлено существенное повышение уровня готовности детей к школьному обучению. Проблемы подчинения собственных поведенческих паттернов ожиданиями и нормам детского коллектива существенно снизились, дети проявляли большую готовность, желание вступать во взаимодействия с детьми и взрослыми.
Отмечается и лучшее понимание особенностей старшего дошкольного возраста родителями детей, осознание сущности школьного обучения, необходимости целенаправленной подготовки ребенка к обучению в школе.
Проведенная работа подтвердила эффективность проведенных занятий и мероприятий, которые формируют готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Исследование в тоже время не исчерпывает проблему формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и указывает на перспективы для ее дальнейшего изучения: совершенствование научно-методического обеспечения формирования комплексной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Использованные источники:
1. Азарова, Т. В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе. / Т. В. Азарова, М. Р. Битянова. – М. : Мир психологии, 2010г. – 125с.
2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе/ Н. И. Гуткина. - 4-е изд., перераб. и дополн. — СПб. : Питер, 2004. — 208 е. : ил. — (Серия «Учебное пособие»).