Талалай Ольга
Консультация для родителей «Готовность к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Требования, которые предъявляет ребёнку школа, или готовность к школьному обучению
Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Темочки:
Начнём с такого необходимого для школы условия, как социальная зрелость. Это потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определённому режиму, понимание школьной ситуации и т. д. Для того чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребёнок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогом, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Практика показывает, что нежелание учиться бывает в трё х случаях:
Во-первых, когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению;
Во- вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой (Вот пойдешь в школу, там тебе покажут).
В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
И здесь именно вы, родители, можете помочь своему ребенку и школе. Создайте условия для обучения, не стесняйтесь недостатков своих детей, вселяйте в них уверенность: «У тебя обязательно получится? Да и мы рядом поможем».
Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими.
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от ребенка эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведения. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизненного опыта. Однако немалую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции.
Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что надо, причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать волю у ребенка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы, такие как:
- восприятие (цвета, величины, фигуры, пространства, звуков и т. д)
- внимание: объем внимания для детей младшего школьного возраста 3–4 фигуры, предмета, объекта при одновременной демонстрации; устойчивость внимания 5-7 минут, т. е. в течение этих минут будущий ученик должен заниматься каким-нибудь одним делом, связанным с познавательной деятельностью.). В этом возрасте должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т. е если интересно – ребенок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может и отсутствовать;
Память, мышление, запас собственных знаний. В этом возрасте словарный запас должен достигать 4-5 тысяч слов.
И еще что входит в понятие готовности к школьному обучению :
- это развитие крупной и мелкой моторики. Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямые. А не дрожащие, прерывистые, неровные. Ребенок должен уметь «видеть строку» и рисовать или писать в ней; «видеть клеточки» и четко и точно вести по ним рисунок.
Обращайте внимание на развитие кисти ребенка. Физиологами доказано, развитию кисти ребенка принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи. Хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок.
Обращайте внимание на правильную посадку во время письма. Альбом должен лежать с наклоном. Нужно ли писать письменные буквы? Нет. Многие родители пытаются научить детей писать буквы, таких детей зачастую приходится переучивать. Если вы уже начали работу в тетрадях, то вполне достаточно познакомить только с элементами букв. Но всегда необходимо помнить о наклоне.