Татьяна Рябых
Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению
▼ Скачать +Заказ
В последнее время уделяется много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Проблема готовности к школе для психологии не новая. В отечественных и зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей.
Публикация «Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
Основными компонентами школьной зрелости являются : интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности. Итогом психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребёнка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типической чертой, отличающей семилетних детей, является соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в 1-ый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Исходя из этого, мы решили провести исследование.
Цель исследования: изучить уровень интеллектуальной готовности к школе у старших дошкольников.
Объектом исследования стали дети 6-7 лет воспитанники нашей группы.
Предмет исследования: интеллектуальная готовность к школьному обучению как компонент школьной готовности.
Гипотеза: интеллектуальная готовность является важнейшим компонентом школьной готовности и во многом определяет уровень общей готовности.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть взаимосвязь показателей интеллектуальной готовности с другими составляющими школьной готовности.
Выявить возрастные особенности старших дошкольников.
Проанализировать методики диагностики интеллектуальной готовности.
Сформулировать практические рекомендации родителям и педагогам по реализации программы психокоррекции дошкольников.
Теоретические методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, количественный и качественный анализ результатов.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, опрос, тестирование.
Для решения поставленных диагностических задач нами были выбраны и использованы следующие методики:
1. Тест школьной зрелости Керна-Йирасека.
2. Обследование развития познавательной сферы дошкольника с помощью
- методики «Нелепицы»
- методики «10 слов»
- методики «Чем залатать коврик».
3. Рисуночный тест «Дом, дерево, человек» для исследования эмоционально-аффективной сферы ребенка.
Новизна работы состоит в том, что в результате содержательного анализа выявлена интеллектуальная готовность детей к школе, предложены пути спешного их обучения.
В данной работе рассмотрены основные пути, позволяющие добиться этого, и, главное, типичные ошибки родителей, препятствующие образованию этого навыка или приводящие к тому, что он оказывается плохо сформированным.
В отечественной психологии и педагогике к основным видам готовности к обучению относят :
1. Физиологическую, которая определяется уровень физического и биологического развития, состоянием здоровья.
2. Психологическую, которая включает:
- интеллектуальную готовность
- социальную готовность
- личностную готовность
- эмоционально-волевую готовность
3. Мотивационную. На основании полученных результатов возникла необходимость в создании коррекционно-развивающих мероприятий для повышения уровня готовности к школьному обучению с использованием игровой деятельности, формирующей необходимые предпосылки для комплексной подготовки к обучению детей в школе.
В результате проведенного исследования познавательной сферы 20 старших дошкольников выявлен низкий уровень образно-логического мышления у двоих детей. Низкий уровень объема кратковременной памяти, устойчивости и концентрации внимания у пятерых детей. Низкий уровень способностей сохранять виденное в кратковременной и оперативной памяти у двух детей. 8 набрали незначительное количество баллов, и попали в группу низкого развития моторных навыков, характеризующих произвольность технической деятельности. Эти дети составляют группу риска развития дезадаптации при школьном обучении. У пятерых дошкольников был отмечен высокий уровень тревожности. Были предложены комплексы упражнений, которые способствуют преодолению уровня тревожности, незащищенности, трудности при общении, конфликтности и враждебного отношения к окружающим. Это игры, которые направлены на включение ребенка во взаимоотношения с членами группы, а также упражнения на развитие памяти, мышления и внимания. После проведения комплексных психокоррекционных мероприятий мы можем отметить позитивные сдвиги в сторону повышения уровня готовности к школьному обучению у детей, входящих в группу риска. В результате проделанной работы общий уровень готовности детей повысился. Такие результаты получены при совместной работе с педагогами, воспитателями и родителями.
Таким образом, можно сделать несколько важных выводо- чтобы подготовить ребенка к школе, требуется серьезная работа и детского сада, родителей и учителей. - только полноценное развитие всех компонентов психологической готовности к школе может гарантировать успех в обучении. Недоразвитие любой сферы – личностной, интеллектуальной, социальной или поведенческой, может привести к специфическим трудностям и общему неуспеху. Грамотное использование результатов диагностики позволит исправить ситуацию. Таким образом, представленные в данной работе, современные подходы к проблеме готовности детей к школе, позволяют более обоснованно говорить о том, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК :
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: 1978. – С. 43-87.
2. Брунер Д. Ж. Психология познания/ перевод с англ. – М: 1997. – С. 98-111.
3. Бугрименко Е. А., Венер, Поливанова К. Н., Сушкова Е. Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – М: 1989. – С. 45-48.
4. Венгер Л. А., Венгер А. Л., Марциновская Т. Д. Готов ли ваш ребенок к школе? – М: 1994. – С. 67.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. – М: 1984. Т. 4 ( кризис семи лет: 367 – 386). – С. 109-121. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста //Вопросы психологии. – М: 1996г. № 6. – С. 116-118.
6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб – М: 2002. – С. 56-61.
7. Шишова Т. Застенчивые невидимки. – М: 1997. – С. 56-68