Лучший педагог года

Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению

Татьяна Рябых
Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению
▼ Скачать +Заказ

В последнее время уделяется много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Проблема готовности к школе для психологии не новая. В отечественных и зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей.

Публикация «Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению» размещена в разделах

Основными компонентами школьной зрелости являются : интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности. Итогом психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребёнка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типической чертой, отличающей семилетних детей, является соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в 1-ый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Исходя из этого, мы решили провести исследование.

Цель исследования: изучить уровень интеллектуальной готовности к школе у старших дошкольников.

Объектом исследования стали дети 6-7 лет воспитанники нашей группы.

Предмет исследования: интеллектуальная готовность к школьному обучению как компонент школьной готовности.

Гипотеза: интеллектуальная готовность является важнейшим компонентом школьной готовности и во многом определяет уровень общей готовности.

Задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

Рассмотреть взаимосвязь показателей интеллектуальной готовности с другими составляющими школьной готовности.

Выявить возрастные особенности старших дошкольников.

Проанализировать методики диагностики интеллектуальной готовности.

Сформулировать практические рекомендации родителям и педагогам по реализации программы психокоррекции дошкольников.

Теоретические методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, количественный и качественный анализ результатов.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, опрос, тестирование.

Для решения поставленных диагностических задач нами были выбраны и использованы следующие методики:

1. Тест школьной зрелости Керна-Йирасека.

2. Обследование развития познавательной сферы дошкольника с помощью

- методики «Нелепицы»

- методики «10 слов»

- методики «Чем залатать коврик».

3. Рисуночный тест «Дом, дерево, человек» для исследования эмоционально-аффективной сферы ребенка.

Новизна работы состоит в том, что в результате содержательного анализа выявлена интеллектуальная готовность детей к школе, предложены пути спешного их обучения.

В данной работе рассмотрены основные пути, позволяющие добиться этого, и, главное, типичные ошибки родителей, препятствующие образованию этого навыка или приводящие к тому, что он оказывается плохо сформированным.

В отечественной психологии и педагогике к основным видам готовности к обучению относят :

1. Физиологическую, которая определяется уровень физического и биологического развития, состоянием здоровья.

2. Психологическую, которая включает:

- интеллектуальную готовность

- социальную готовность

- личностную готовность

- эмоционально-волевую готовность

3. Мотивационную. На основании полученных результатов возникла необходимость в создании коррекционно-развивающих мероприятий для повышения уровня готовности к школьному обучению с использованием игровой деятельности, формирующей необходимые предпосылки для комплексной подготовки к обучению детей в школе.

В результате проведенного исследования познавательной сферы 20 старших дошкольников выявлен низкий уровень образно-логического мышления у двоих детей. Низкий уровень объема кратковременной памяти, устойчивости и концентрации внимания у пятерых детей. Низкий уровень способностей сохранять виденное в кратковременной и оперативной памяти у двух детей. 8 набрали незначительное количество баллов, и попали в группу низкого развития моторных навыков, характеризующих произвольность технической деятельности. Эти дети составляют группу риска развития дезадаптации при школьном обучении. У пятерых дошкольников был отмечен высокий уровень тревожности. Были предложены комплексы упражнений, которые способствуют преодолению уровня тревожности, незащищенности, трудности при общении, конфликтности и враждебного отношения к окружающим. Это игры, которые направлены на включение ребенка во взаимоотношения с членами группы, а также упражнения на развитие памяти, мышления и внимания. После проведения комплексных психокоррекционных мероприятий мы можем отметить позитивные сдвиги в сторону повышения уровня готовности к школьному обучению у детей, входящих в группу риска. В результате проделанной работы общий уровень готовности детей повысился. Такие результаты получены при совместной работе с педагогами, воспитателями и родителями.

Таким образом, можно сделать несколько важных выводо- чтобы подготовить ребенка к школе, требуется серьезная работа и детского сада, родителей и учителей. - только полноценное развитие всех компонентов психологической готовности к школе может гарантировать успех в обучении. Недоразвитие любой сферы – личностной, интеллектуальной, социальной или поведенческой, может привести к специфическим трудностям и общему неуспеху. Грамотное использование результатов диагностики позволит исправить ситуацию. Таким образом, представленные в данной работе, современные подходы к проблеме готовности детей к школе, позволяют более обоснованно говорить о том, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК :

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: 1978. – С. 43-87.

2. Брунер Д. Ж. Психология познания/ перевод с англ. – М: 1997. – С. 98-111.

3. Бугрименко Е. А., Венер, Поливанова К. Н., Сушкова Е. Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – М: 1989. – С. 45-48.

4. Венгер Л. А., Венгер А. Л., Марциновская Т. Д. Готов ли ваш ребенок к школе? – М: 1994. – С. 67.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. – М: 1984. Т. 4 ( кризис семи лет: 367 – 386). – С. 109-121. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста //Вопросы психологии. – М: 1996г. № 6. – С. 116-118.

6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб – М: 2002. – С. 56-61.

7. Шишова Т. Застенчивые невидимки. – М: 1997. – С. 56-68

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компоненты психологической готовности к школьному обучению» Консультация для родителей «Компоненты психологической готовности к школьному обучению» В современной психологии выделение компонентов.

Основные аспекты готовности ребенка к школьному обучению Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние.

Анализ различных подходов к понятию «Психологическая готовность к школьному обучению» Анализ различных подходов к понятию «Психологическая готовность к школьному обучению» в психолого-педагогических исследованиях Для психологии.

Формирование готовности к школьному обучению, стремления к новой социальной позиции, развитие детского самосознания Детский сад - первая и ответственная ступень Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников «Развитие мелкой моторики — показатель интеллектуальной готовности к школе» Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий.

Использование приёмов ТРИЗ в речевом развитии старших дошкольников как фактор готовности к школьному обучению .

Консультация для родителей по вопросу готовности ребенка к школьному обучению «А надо ли торопиться в школу?» Некоторые мамы и папы хотят, чтобы ребенок непременно пошел в первый класс — чем раньше, тем лучше. Нечего терять год, пусть набирается.

Особенности психологической готовности к школьному обучению в подготовительной группе компенсирующей направленности Когда ребёнок достигает 6-7 летнего возраста и оказывается на последней ступени обучения в детском саду, перед педагогами встаёт одна из.

Рекомендации по повышению уровня готовности детей к школьному обучению Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе? Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребенка.

Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» на тему «Основные компоненты готовности детей к школе» Цель: повышение компетентности педагогов в области подготовки детей к школе и формирование навыков позитивного общения воспитателей, умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 20:35
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рябых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД