Инна Скорописова
Консультация «Готовность к школьному обучению»
Готовность к школьному обучению
Начало школьного обучения - важный и закономерный этап в жизни каждого ребенка. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности детей.
Иногда родители действуют по принципу «чем больше развивающих занятий с ребенком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Но подобный принцип может привести к умственной и физической перегрузке, что не может не сказаться на его здоровье.
Публикация «Консультация „Готовность к школьному обучению“» размещена в разделах
Так же многие родители считают, что если ребенок знает буквы, цифры и владеет навыками письма то но вполне готов к школе. Однако общая картина «школьной зрелости» является многогранным и комплексным понятием, которое включает различные виды готовности детей к школе.
Понятие «готовность к школе» включает в себя физиологическую готовность к школьному обучению, психологическуюи социальную.
Физиологическую готовность организм ребенка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные со школьным обучением.
Психологическая готовность складывается из интеллектуальной готовность и эмоционально-волевой
Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:
• радостное ожидание поступления в школу;
• принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
• способность подчинять свои мотивы коллективным;
• умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
• стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
• присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.
Интеллектуальная готовность выражается в уровне кругозора, определенном словарном запасе, уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.
Социальная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т. д., а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.
К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. .
Обобщив особенности развития ребенка 6 – 7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются:
- достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;
- у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;
- его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;
особенности развития речи.