МААМ-картинки

Мастер-класс «Проблемные ситуации как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

Андреева Любовь
Мастер-класс «Проблемные ситуации как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Однажды мой 5-летний сын спросил меня: «Почему Дед Мороз приходит ночью?» Обрадовавшись интересу, я предложила вместе искать ответ, на что услышала: «Зачем так сложно? Посмотри в интернете

Да, сегодня многое доступно в один клик, ответы на вопросы часто лежат на поверхности, ребенка все больше интересуют короткие, яркие образы и никаких сложностей!

Публикация «Мастер-класс „Проблемные ситуации как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Поэтому сейчас особенно важно развивать стремление детей к познанию, стимулировать их познавательный интерес и активность, учить самостоятельно находить ответы.

Готовые решения здесь не подходят!

На помощь приходят проблемные ситуации.

И для участия в мастер-классе я приглашаю четырех человек.

Сегодня мне бы хотелось поделиться своим опытом по использованию проблемных ситуаций для развития познавательного интереса дошкольников.

В основе проблемной ситуации всегда лежит противоречие, что вызывает удивление, затруднение, стимулирует детей к поиску решения, требует выдвижения новых идей.

В практике моей работы с дошкольниками проблемные ситуации включают три основных компонента. И сейчас я предлагаю раскрыть их вместе.

Конечно, основным компонентом проблемной ситуации, без которого она невозможна, является? Что на Ваш взгляд?

ПРОБЛЕМА

ВОПРОС – который мы превращаем в проблему.

Вопрос- порождает проблему

Проблема должна вызывать у детей некоторую трудность, стимулировать к мыслительной, творческой деятельности.

К проблеме мы с детьми приходим вместе в процессе деятельности. Проблемные ситуации бывают заранее спланированы мной, а могут и возникать по инициативе детей. И даже родители делятся вопросами, которые им задает ребенок. Вопросы становятся ядром проблемных ситуаций, которые мы решаем вместе с детьми.

Например, однажды на прогулке дети захотели слепить снеговика, но снега оказалось недостаточно.

Так появилась проблема (обратить внимание на экран)

Коллеги, какой по вашему мнению следующий компонент проблемной ситуации?

Далее – нам необходимо найти подходящие решения проблемы.

И следующим компонентом будет являться поиск решения.

Это особенно ценный компонент проблемной ситуации.

Проблему необходимо составлять так, чтобы она предполагала несколько вариантов решения, каждый из которых должен поддерживаться педагогом.

Коллеги, попробуйте предложить варианты решения данной проблемы. (выслушать ответы ФГ)

Дети предложили такие варианты!

Вариативность решений – дополнительный стимул к поиску!

Вы даже не представляете, какие невероятные предположения делают дети!

И третий компонент проблемной ситуации – проверка предложенных вариантов решений проблемы.

Каждый ребенок может на практике убедиться в приемлемости своего решения.

Предположите, пожалуйста, как можно проверить решения, предложенные Вами.

(Вы предлагали такое решение, как …., предположите как можно проверить решение)

Но, все ли варианты можно проверить на практике?

Действительно большинство вариантов возможно проверить прямо сейчас.

Мы раскрыли все компоненты проблемной ситуации. Предлагаю сейчас вместе спроектировать проблемную ситуацию для развития познавательного интереса, которую возможно поставить перед детьми.

Напомню, что проблемная ситуация может возникнуть из любого вопроса, дела и прочее. Предложите, пожалуйста, проблему.

Если затрудняются, то:

Трудно? Согласна! Сформулировать проблему -одно из самых трудных действий педагога. Примером проблемы может служить (задуматься) сюжет любой известной сказки. Ну, например, «Курочка Ряба».

Проблема : Курочка Ряба снесла яйцо. Нужно сделать так, чтобы оно не разбилось.

Предложите варианты решения. (обращаюсь к ФГ)

И предположите, как можно проверить предложенные Вами решения. И свои готовы предложить

Отлично! Так мы выделили проблему, предложили разнообразные решения и способы их проверки

Коллеги, как Вы считаете, в каких видах детской деятельности могут использоваться проблемные ситуации?

Ответы ФГ

На самом деле, каждый вид деятельности — благодатная почва для использования проблемных ситуаций.

Теперь любое занимательное дело может стать для нас отправной точкой в познании

Приведу примеры.

В изобразительной деятельности, перед детьми встала проблема серый заяц очень заметен на снегу и его легко может найти волк. Предложенные варианты решения детей были направлены на то, чтобы превратить серого зайца в белого, чтоб он стал незаметным.

Варианты решения были разные и все были проверены нами

В игровой деятельности, мы решали проблему во всем известной игре «Чудесный мешочек» : как узнать что внутри, не открывая его.

В двигательной деятельности: дети вдруг обнаружили, что мяч сдулся. Чем можно его заменить? Дети предлагали разные варианты…

Эти и другие варианты проблемных ситуаций вошли в картотеку, которые систематически пополняются новыми идеями.

Уважаемые коллеги, а теперь я предлагаю Вам работать индивидуально и составить проблемную ситуацию в рамках одного из видов деятельности, который указан в ваших картах.

Обратите внимание, что проблемная ситуация должна содержать все компоненты. И постарайтесь предложить не менее трех вариантов ее решения. А затем предположите, как можно их проверить

Пожалуйста, обратитесь ко мне при затруднении

Пока фокус-группа работает, предлагаю Вам, уважаемые коллеги, решить проблемные ситуации.

Ребенок задал Вам вопрос, на который вы не знаете ответ. Проблема : нужно ответить на вопрос. Решения? (Ответы) Что можно сделать прямо сейчас? (-посмотреть в инете, спросить у соседа, позвонить знающему)

Спасибо! Следующая ситуация. Вам предстоит провести открытое занятие (урок). Но Вы забыли дома важную презентацию. Проблема : провести урок без подготовленной вами презентации. Решения? (Ответы). Какие решения Вы считаете наиболее приемлемыми? (позвонить мужу, чтобы привез, быстро сьездить)

ФГ вы готовы? Хорошо, вам нужно еще немного времени, а тем, кто готов предлагаю накидать еще варианты.

И пример из жизни… Утром вы вышли из дома на работу и обнаружили, что забыли кошелек. Нечем оплатить проезд. Проблема : добраться до работы, не имея средств. Предложите, пожалуйста, решения.

Как можно проверить решения? (попросить коллегу оплатить такси, самой быстро побежать, договориться с таксистом потом оплатить, онлайн переводом)

Одна проблема имеет множество решений!

Обращаюсь к ФГ. Уважаемые коллеги, вы готовы представить проблемные ситуации?

Представляют

Хорошо, сформулируйте проблему. Проблема может быть какой?

Благодарю Вас, коллеги! Скажите, что вызвало трудности при проектировании проблемных ситуаций? Какой компонент проблемной ситуации показался Вам особенно сложным? Таким образом, все решения можно проверить. Найдут ли место в Вашей практике проблемные ситуации? (Может быть сейчас у вас возникли трудности)

Благодарю Вас, коллеги!

Первые успехи моих воспитанников я вижу уже сейчас. Бесконечные вопросы моих маленьких «почемучек» радуют, как и совместный поиск ответов на них. Уверена, что использование проблемных ситуаций играет немаловажную роль в развитии их познавательного интереса, который, надеюсь, совсем скоро перерастет в познавательную активность.

А мой сын, спрашивая меня о чем-либо, уже не предлагает найти готовый ответ в интернете. Ведь поиск ответов и решений оказывается гораздо интереснее!

Благодарю за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. ФотоотчетРазвитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. Фотоотчет На занятиях мы знакомились с количеством и счётом. В активный словарь ввели термины «сколько», «который по счёту», «больше», «меньше»,.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Проблемные ситуации как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 октября 2024 в 20:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Проблемные ситуации как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Андреева Любовь (УИ 549159) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД