Наталья Иванова
Проблемное обучение в детском экспериментировании
▼ Скачать + Заказать документы
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.
Публикация «Проблемное обучение в детском экспериментировании» размещена в разделах
Проблемное обучение в детском саду - это организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Суть проблемного обучения в экспериментировании заключается в том, что воспитатель создает проблемную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Проблема – реальное затруднение на пути к достижению цели в какой-либо деятельности, например в экспериментальной.
Проблемная ситуация – это ситуация ставящая ребенка в условия требующие от него необходимости делать выбор и принимать решения. Проблемная ситуация на занятиях по экспериментированию возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Уровни проблемности в обучении
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам ее решает при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путем решения (частично поисковый метод).
3. Ребенок ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка развивается способность самостоятельно формулировать проблему. 4. Ребенок сам ставит проблему и сам решает ее. Ребенок должен увидеть проблему, а увидев сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге формируется способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию.
ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ:
*Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.
*Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
* Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.
*Создание противоречия, проблемной ситуации. *Организация противоречия в практической деятельности детей.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - ЭТО НЕ ПРОСТО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЯ, КОТОРОЕ УЖЕ ЗНАКОМО ДЕТЯМ, А ПОИСК ОТВЕТА НА ОСНОВЕ РАССУЖДЕНИЯ. - Как вы думаете, почему несъедобные грибы нельзя уничтожать?
В ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЙТИ РЕШЕНИЕ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС (КАК В ЛЮБОЙ ЗАДАЧЕ, ЕСТЬ УСЛОВИЕ И ВОПРОС)
Проблемная задача
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь? (опыт с магнитом)
Проблемная задача
У Ивана-Царевича есть два кусочка льда и две плитки. Надо узнать какая плитка холодная, а какая горячая. Что он должен сделать?Проблемный вопрос. Золушка попросила у мачехи капельку духов. Мачеха сказала «Вот тебе капелька, сделаешь работу, пойдешь на бал». И капнула капельку на блюдечко. Пока Золушка работала, капелька пропала. Куда она делась?
Спасибо!