Анна Сергеева
Проблематика теоретических основ инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье раскрываются основные противоречия и проблемы теории инклюзивного образования, в контексте его практической реализации. Обращается внимание на восприятие опыта инклюзивного опыта заинтересованными сторонами.
Ключевые слова: образование, инклюзивное образование, инклюзивная практика.
Problems of theoretical foundations of inclusive education
Sergeeva A.A., student,
SCFU, g. Stavropol
Публикация «Проблематика теоретических основ инклюзивного образования» размещена в разделах
sergeevaanna007@mail.ru
Abstract : the article reveals the main contradictions and problems of the theory of inclusive education in the context of its practical implementation. Attention is drawn to the perception of the experience of inclusive experience by stakeholders.
Key words : education, inclusive education, inclusive practice.
Необходимо признать, что стремление общественности к обновлению образования на современном этапе носит революционизирующий характер, выражающийся в уходе от модели устоявшихся содержания и форм коррекционно-развивающего обучения и коррекционно-компенсаторного развития личности с ограниченными возможностями здоровья. На текущий момент времени, основным направлением обновления выступает инклюзивное образование, однако фундамент данных трансформаций достаточно шаткий, поскольку опыт отечественной дефектологии и функционирования специальных школ малоприменим для инклюзивного образования, как концепции, поскольку методологический и теоретический базис слишком сильно отличается [1].
Поверхностные объединения, ведущие к разрушению традиционного специального образования, обусловлены тем, что педагогическая общественность общеобразовательных школ и детских садов не имеют практически никаких знаний о теории и практике коррекционно-развивающего обучения лиц с ОВЗ, а в школах не обеспечен учебно-воспитательный процесс и не созданы условия для пребывания в школе данной категории учащихся. Этот факт отмечается даже спустя несколько дел после введения инклюзии [2].
Значимость объединения общего и специального образования подчеркнула важностью обновления научных взглядов в реорганизации и реконструкции сфер дефектологических знаний и деятельности коррекционных специальных учреждений в сторону формирования социальной компетентности и социальной защищенности лиц с ОВЗ, его дееспособности и жизни в обществе [3, с. 54]. Однако, несмотря на появившийся теоретический базис и ряд экспериментальных исследований, в области внедрения инклюзивной практики, теоретические основы инклюзивного образования все еще разработаны недостаточно.
Все это высвечивает наличие противоречий между необходимостью практического изменения существующей системы специального образования, включая и профессиональную подготовку специалистов-дефектологов, и отсутствием научно-обоснованных концепций, отражающих как позитивные, так и негативные стороны существующего содержания и форм обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Именно данные противоречия диктуют основные направления развития инклюзии.
Важно отметить, что данные противоречия выражаются прежде всего в том, что на текущий момент специалистов, которые могли бы стать опорой инклюзивного образования в рамках общеобразовательных школ крайне мало, у них отсутствуют систематические знания по вопросам образования детей с ОВЗ, при этом подготовка новых специалистов существенно затруднена, в силу того, что сущность и алгоритмы их обучения еще недостаточно отработаны.
Еще одной значимой проблемой является содержание методик обучения по отдельным направлениям для лиц с ОВЗ, которые на текущий момент разработаны недостаточно, в то время как имеющийся опыт специальной педагогики малоприменим для современных реалий, как из-за недостаточной подготовки специалистов, так и из-за проблем с самим содержанием методик.
Можно сделать вывод о том, что проблематика теоретических основ инклюзивного образования, прежде всего, фокусируется вокруг двух аспектов:
– недостаточной подготовленности кадров, что оказывает влияние как на реализацию инклюзивного образования, так и выработку опыта его реализации, на котором базируются теоретические разработки;
- малоприменимостью имеющегося опыта специальной педагогики и психологии для текущий реалий.
Литература:
1. Кутепова Е. Н., Сунцова А. С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. №2 (71). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-problemy-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-sovremennyh-nauchnyh-issledovaniyah (дата обращения : 06.11.2018).
2. Оценка планируемых результатов в начальной школе: Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / М. Ю. Демидова [и др. ]. – М. : Просвещение, 2011. – 75 с.
3. Педагогика и психология инклюзивного образования : учеб. пособие / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова, Г. В. Юсупова и др. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 256 с.