Машанина Лариса
Проблема воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Проблема воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникает вопрос: когда следует начать знакомство с экономикой?
Публикация «Проблема воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Финансы, экономика и ребёнок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. На самом деле, ребёнок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, совершает покупки. Большинство психологов и педагогов считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать с пяти лет. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной, общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы общественные финансовые привычки.
Однако, по мнению тех же психологов, педагогов экономическому воспитанию дошкольников в современных условиях уделяется недостаточно внимания. Молодые семьи ещё сами учатся распределять бюджет, обеспеченные семьи не обращают внимания на повышенные расходы, слабая работа в этом направлении в дошкольных учреждениях. Это может привести к появлению негативных сторон в поведении детей : неряшливости, небрежности к вещам, безразличию к испорченным предметам, не уважению к труду взрослых…
Перед дошкольным учреждением стоит задача организовать эту работу. В качестве шагов можно выделить следующие:
1. Организовать сотрудничество с родителями, направленное на оказание помощи содержательно методических вопросах экономического воспитания детей.
2. Педагогам организовать образовательную работу по экономическому воспитанию дошкольников (в режимных моментах, во время проведения занятий, в процессе решения логических, арифметических задач; чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, возникающих в литературных произведениях, в реальной жизни; викторины, конкурсы; в сюжетно-ролевых играх).
Так как ведущей формой обучения в дошкольном возрасте является игровая деятельность, то основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные).
Есть парциальные программы «Дошкольник и экономика» Шатовой, «Экономика для малышей» Селезнёвой и др. Краткий обзор содержания программ позволил прийти к следующим выводам:
1. Образовательная работа по экономическому воспитанию дошкольников вводится в старшем дошкольном возрасте и интегрируется с работой по развитию элементарных математических представлений.
2. Авторы программ рекомендуют в первую очередь, знакомить детей с трудом взрослых, как средством удовлетворения человеческих потребностей, ценами и деньгами, рекламой товаров и услуг.
3. Ключевая роль отводится обогащению развивающей предметно-пространственной среде, внесению игрушек и атрибутов, моделирующих экономические отношения; внесению дидактических игр экономического содержания.
4. Освоение основ экономических знаний осуществляется через все виды детской деятельности. Но главная роль отводится игре.
5. Отмечается необходимость организации совместной работы педагогов детского сада с семьями воспитанников, нацеленной на формирование у родителей правильной педагогической позиции в приобщении детей в экономике семьи.