Нина Михеева
Проблема связанной речи в современной практике работы дошкольных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Выстепление на педсовете на тему: "Проблема связанной речи в современной практике работы дошкольных учреждений. " из опыта работы воспитателя средней группы.
Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться с взрослыми и сверстниками.
Публикация «Проблема связанной речи в современной практике работы дошкольных учреждений» размещена в разделах
Успешное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Неразвитая связная речь – актуальная проблема на сегодня.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Период наивысшей речевой активности у детей, определяется к пяти годам жизни. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.
Из книг, телепередач, рассказов взрослых дети получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. У них появляется круг вербальных (словесных) знаний, оперируя ими, дети зачастую делают логически неправильные выводы. Например: услышав разговор взрослых, ребенок поясняет взрослым, что “Близнецы- это не внуки, Близнецы- знаки зодиака”.
Обучение рассказыванию становится более успешном после 4-х лет. В это время происходит переломный момент в психическом развитии ребёнка, дети начинают стремительно “взрослеть”.
Средняя группа.
1 В перспективном плане запланированныо с учетом нашей образовательной программы тематические недели.
2 Непосредственно на организованной деятельности я делаю:
Обучение рассказыванию начинаем с описания игрушки. Она должна привлекать детей своей необычностью, образностью.
Заранее составить рассказ-описание игрушки, выделив в нём основные предложения (их обычно три, которые помогут детям описать игрушку, рассказать о чём-то конкретном. Например, сначала о том, как красива кукла.
1. Наша кукла очень красива. У неё большие синие глаза, румяные щёки.
2. Затем – какая она нарядная, голубое платье в горошек, кармашек и т. д.
3. О том, что кукла – игрушка музыкальная и т. д.
По обучению рассказыванию нужно использовать короткие игры – инсценировки, приёмы, используемые в игре могут быть разнообразными, лишь бы помочь детям обратить внимание на особенности внешнего вида игрушки и проговорить предложение, в котором отображены эти особенности. Например, утёнок прячется, и дети зовут его: “Жёлтый, пушистенький, кряк, выходи!” или сообщают зайцу: “Видим, видим твои длинные, белые ушки”.
В виду того, что до пяти лет у детей не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как, удержание мотива, последовательности действий, педагог должен помогать дошкольникам составлять рассказ, подсказывая им основное предложение: “Наша кукла очень красивая, у неё большие синие глаза и т. д”. Дети на интуитивном (неосознанном) уровне учатся рассказывать, придерживаясь определенного плана. А это одна из главных задач обучения рассказывания.
Готовясь к занятию по обучению рассказыванию по картине я как воспитатель должна предварительно составить небольшой рассказ, выделяя в нём основные фразы-связки, которые нацеливают пристальное внимание детей к определённому объекту. Например, по теме моя семья на картине обращаем внимание. кто изображен, что делает и т. д.
Эффективным средством развития связной речи являются сюжетные картинки (из 3-4 сюжетов, игры – драматизации Значительное место занимают произведения малых фольклорных форм (песенки, считалки, загадки, скороговорки,).Например, заучивание потешки «Тень тень потетень.» я использую маски животных, чтоб детям было интересно несколько раз повторять потешку за животных.
Конечно же по совету логопеда используем артикулиционную гимнастику., в которой не только обращаем внимание на мышечный аппарат рта. но и на правильное произношение звуков. Говорим на выдохе, стараемся обращать внимание как как ставит артикулиционныйаппарат ребенок.
Стараемся читать по ролям художественную литературу, чтобы дети уловили еще и на слух, что мышка она маленькая пищит, а медведь он большой грозный.
В любом возрасте дети любят слушать сказки о животных, которые выступают носителями определё нных качеств : лиса умна, хитра и артистична; заяц – трус, хваста и воображала. Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляем, убеждаем в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок.»
Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.
После прочтения всегда :
Отвечаем на вопросы Например,
-Как называлась сказка?
-Кто автор?
-Как вы думаете почему так называется?
-Кто из героев вам понравился?
Прежде чем знакомить детей с произведением, я как педагог должна проанализировать его. И выделяю три аспекта анализа.
1. Содержательно – методический. определяю, что ребёнок сможет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.
2. Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием ребёнка.
3. Исполнительский. Я Педагог должна поупражняться в выразительном прочтении произведения. В процессе чтения с выделяю наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, начинаю фразу, а дети заканчивают: “Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы. (собирать, венки… (плести, песни (петь, хороводы… (водить). Только одной снегурочке…. (по-прежнему не весело)
Подобный анализ учит детей, слушая произведение, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям. Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение ещё раз.
Понять и почувствовать образность языка детям помогают физкультурные паузы. Предлагаю показать (на ковре) как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки (сказка “жихарка”, “как заяц убегал от лисы” и т. д.).
Для того, чтобы порадовать и проверить, не забыли ли они знакомые сказки, рассказы, стихи провожу литературные викторины.
В режимные моменты разучиваем тексты с использованием физкультминуток и “пальчиковой” гимнастики. Что стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
В режимных моментах постоянно разговариваем с ребятишками. После выходных стимулируем их рассказать, как прошли выходные,какое у них настроение.
Отметила для себя готовясь к этому докладу.
Нетрадиционные методы работы над связанной речью у дошкольников :
Мнемотехника (в переводе с греческого языка) - «искусство запоминания».
Сказкотерапия как средство развития связной речи детей. Хочу попробывать их в своей педагогической деятельности и в будущем взять как темы для самообразования.