Лариса Рыжова
Проведение музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС до. Консультация для педагогов дошкольных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение музыкального занятия
в соответствии с требованиями ФГОС ДО
(Консультация для педагогов дошкольных учреждений)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного педагога решать вопросы воспитания личности, определённые в целевых ориентирах, различными педагогическими средствами. Исходя из требований Стандарта, образовательная деятельность в детском саду должна осуществляться повсеместно: в играх, наблюдениях, экспериментированиях и других видах деятельности. Знания и умения, полученные в практической деятельности, более глубокие и устойчивые, чем приобретённые во время беседы со взрослым. И чем естественнее форма подачи изучаемого материала, тем лучше она усваивается детьми.
Публикация «Проведение музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС до, Консультация для педагогов дошкольных учреждений» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Например, изучая различные оттенки цветов, воспитатель может просто на занятии показать оттенки на бумаге, а может предложить детям сравнить оттенки голубого цвета на прогулке (неба, воды, цветов, оборудования на участке, элементов одежды и т. д.). Бесспорно, второй вариант изучения оттенков цветов будет более интересен детям и принесёт гораздо больше результата. К слову, это и есть организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Музыкальный руководитель тоже свободен в выборе форм и методов проведения занятий. Не обязательно выполнять традиционные элементы: вход, упражнения, слушание, распевание, пение, игра или танец. Стандарт предлагает музыкальному руководителю акцентировать своё внимание не только на музыкальном, но и прежде всего, на личностном развитии каждого ребёнка.
С 01.01.2013 года новый «Закон об Образовании РФ» впервые закрепил за дошкольным образованием статус базового уровня образовательной системы. Поэтому в Стандарте определены новые правила образовательно-воспитательной работы в детском саду.
Самым первым правилом является наличие образовательной программы, создавать которую должны члены педагогического коллектива и родительская общественность, то есть участники образовательного процесса.
Музыкальный руководитель дошкольного учреждения должен понимать, что в соответствии с требованиями Стандарта, раздел образовательной программы «Музыка» входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» (в отличие от ФГТ, где музыке была посвящена целая образовательная область). Именно поэтому весь объём информации, которую ребёнок дошкольного возраста должен усвоить в детском саду, необходимо сжать и упростить.
Очень важным моментом является то, что образовательная деятельность всех педагогов, в том числе и музыкальных руководителей, ведётся с учётом индивидуальных потребностей детей и на основе их индивидуальных особенностей. ФГОС подчёркивает, что сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования. К сожалению, на сегодняшний день, выполнить это условие в полной мере в детском саду невозможно, так как основная форма работы как воспитателя, так и музыкального руководителя – фронтальная.
В подготовке к занятиям необходимо помнить и о статье 44 «Закона об образовании в РФ», согласно которой родители могут принимать активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Таким образом, задача всех педагогов ДО организовать сотрудничество с семьями воспитанников с целью обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Необходима системная работа с родителями, правильная организация единого пространства: «родитель – ребёнок – педагог». Широко известен опыт такой работы: программа Т. М. Дороновой «Из детства - в отрочество», А. Г. Асмолов «Миры детства: конструирование возможностей».
Планируя проведение занятий, каждый музыкальный руководитель должен помнить о создании особых условий, которые направлены не только на обучение и развитие ребёнка, но и на его позитивную социализацию, развитие творческой инициативы и самостоятельности, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Для решения всех этих вопросов необходимо в занятие включать небольшие беседы с детьми, в ходе которых дети могут высказать своё мнение, свои мысли, поделиться своим опытом. Педагог должен уметь взаимодействовать с детьми, включать каждого ребёнка в творческий поиск, экспериментировать.
Поскольку продолжительность каждого занятия строго ограничена временными рамками (в зависимости от возраста детей от 15 до 30 мин., педагог должен определить необходимый минимум знаний, который должен так подать детям, чтобы каждый ребёнок мог понять и усвоить весь материал. Для этого материал должен быть доступным детям, понятен и обязательно интересен. При этом педагог самостоятельно выбирает различные методы и приёмы, которые будет использовать в разных группах, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Например, в младшей группе детского сада детям интересны окружающие их предметы. Поэтому различные движения, упражнения можно выполнять с предметами. Детям более старшего возраста интересно экспериментирование, поэтому можно смело предлагать детям попробовать самим составить музыкальную композицию из разных звуков или придумать различные способы «музыкального» использования различных бытовых предметов. Педагог должен при этом опираться на свои педагогические знания и фантазию.
Очень важным условием успешного музыкального развития детей дошкольного возраста является подбор педагогом музыкального репертуара. При этом необходимо учитывать актуальность, доступность, интерес со стороны детей.
Разработать музыкальное занятие, отвечающее всем требованиям стандарта, пока, к сожалению, современному педагогу достаточно сложно. Главное, что должен в своей работе помнить педагог – он должен не просто учить детей петь, танцевать, слушать музыку, а главное – развивать личностные качества каждого ребёнка. Таким образом, ставя перед собой определённую педагогическую цель, музыкальный руководитель должен прежде всего руководствоваться целевыми ориентирами, определёнными ФГОС.