Оксана Скороходова
Проблема преемственности в обучении между дошкольным и начальным образованием
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема преемственности в обучении между дошкольным и начальным образованием
Проблема преемственности - одна из главных проблем непрерывного образования. Преемственность нужна для всех звеньев системы образования, но особенно она необходима и важна на начальных этапах образовательной работы с детьми, в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Публикация «Проблема преемственности в обучении между дошкольным и начальным образованием» размещена в разделах
Важное значение для установления преемственности между ДОО и начальной школой имеет всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольника, осуществляемое в детских садах и являющееся фундаментом преемственности.
В современной психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по данной проблеме (Б. С. Гершунский, С. М. Годник, Ю. А. Кустов, А. А. Мерк и др.). Результаты этих исследований позволяют определить теоретические, организационно-методические основы преемственности, технологии ее реализации в условиях непрерывного образования.
Пути практической реализации проблемы между разными образовательными системами были предложены В. А. Гущенко, Л. Е. Егоровой, Р. А. Ильясовым, Е. Л. Осоргиным, Э. И. Трофимовым и др.
В работах (Н. Ф. Виноградова, Т. А. Ерахтина, Р. А. Должикова, В. Т. Кудрявцев, В. Я. Лыкова, Т. С. Комарова, посвященных изучению преемственности ДОУ и начальной школы, выявлены некоторые особенности ее осуществления, адекватные специфике содержания воспитательно-образовательной работы и своеобразию психического развития детей 6-7 лет[9].
Философскими и концептуальными основами преемственности ДО и НОО являются «Концепция дошкольного воспитания» и «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», в которых отражены личностно-ориентированный подход во взаимодействии взрослого с ребенком, принципы гуманистической педагогики и психологии.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.) определены уровни общего образования. Впервые дошкольное образование получило определенный статус – первый уровень системы непрерывного образования[2].
Возникла необходимость в разработке стандарта дошкольного образования, который был утвержден Приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013, его внедрение в практику ДОО началось с 1 января 2014 года.
В п. 1.63 ФГОС ДО (№1155 от 17.10.2013) говорится о преемственности основных образовательных программ как преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Кроме того, определены целевые ориентиры, как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности[1].
По мнению Н. Ф. Виноградовой, преемственность - это :
1. Определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии.
2. Связь и согласованность каждого компонента педагогической системы через осуществление преемственных и перспективных связей.
Следовательно, преемственность дошкольного и начального образования рассматривается нами как педагогический процесс обеспечения закономерной связи между этапами развития ребенка и организационно-педагогическими, психолого-педагогическими условиями его развития и саморазвития на этапе перехода из ДОУ в начальную школу.
Анализ современного состояния практики осуществления преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы позволил установить, что одним из важных факторов, сдерживающих ее положительное решение, является недостаточная готовность педагогов к обеспечению, психолого-педагогических оснований преемственности.
Сегодня недостаточно системных разработок в области формирования профессиональной готовности будущих специалистов дошкольного образования к обеспечению преемственности в работе ДОУ и начальной школы[19].
Отсюда возникла потребность разработки нормативной модели основной образовательной программы непрерывной подготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей начальной школы.
Анализируя преемственность, можно отметить 4 общие позиции: в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО:
единый структурно-организационный подход;
психолого-педагогический методологический подход;
принцип организации инклюзивного образования;
направленность основных образовательных программ ДО и НОО на личностное развитие ребенка[1].
Отметим, что в стандарте дошкольного образования говорится об образовательных областях, которые преемственны предметным областям в стандарте начального общего образования. Например, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» (ФГОС ДО) преемственна предметной области «Обществознание» и «Естествознание» («Окружающий мир») и «Основы религиозных культур и светской этики» (ФГОС НОО)[1].
В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Обратимся к сравнительному анализу образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» (ФГОС ДО) и предметной области «Окружающий мир» (ФГОС НОО).
В практике дошкольных образовательных организаций наиболее востребованными и популярными являются программы и технологии, связанные с освоением детьми разных видов социальной культуры «Детство» (А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабева, «Детский сад - Дом радости» (Н. М. Крылова, «Истоки» (Л. А. Парамонова, «Радуга» (Т. Н. Доронова и др., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» (Н. Б. Кутьина, «Я - человек» (С. А. Козлова, «Программа социального развития детей дошкольного возраста (Л. В. Коломийченко) и др. [10].
Итак, программа «Дорогою добра : Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников» Л. В. Коломийченко наиболее полно соответствует содержанию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО.
Проанализируем концептуальные подходы и содержание программы Л. В. Коломийченко «Дорогою добра» и программы начального общего образования.
Программа А. А. Плешакова «Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа России» (2011) наиболее преемственна в разделе «Человек и общество», содержание которого включает в себя представление об: обществе, человеке, семье, о Родине - России, праздниках в жизни общества, городах России, Родном крае как частице России, истории Отечества, странах и народах мира. Содержание этого раздела отражено в разделах и темах тематического плана с 1-го по 4-й классы начальной школы. В то же время в ней не выделяются принципы построения программы.
В отличие от предыдущей программы, программа «Окружающий мир» И. В. Потапова, Г. Г. Ивченко, Е. В. Саплина, А. И. Саплин (УМК «Планета знаний») выстраивается на основе методологических и дидактических принципов: научности, доступности, систематичности, последовательности, целостности, культуросообразности, гуманитаризации и развития, которые созвучны и перекликаются с принципами Концепции и программы «Дорогою добра» Л. В. Коломийченко.
Отметим, что программе И. В. Потапова преемственными являются разделы «Человек» и «Человек среди людей». В рамках первого раздела ребенка знакомят с тем, как развивается человек, как он воспринимает окружающий мир, почему человеку нужно быть здоровым, как зависит эмоциональное состояние от восприятий и явлений окружающего мира. Во втором разделе ребенок знакомится с нашей страной Россией, геральдикой, получает представления о народах, населяющих нашу страну, о городе и селе, о семье и ее составе, о статусе ребенка в семье, о родственных связях разных членов семьи, основных формах культурного поведения в обществе.
Анализ образовательной области «Речевое развитие» в ФГОС ДО позволяет нам определить цели, содержание и приоритетные направления речевой работы с детьми разного возраста, которые также обозначены в авторских образовательных программах. Цель речевого развития детей -развитие речи и навыков речевого развития.
В содержание работы входит обогащение словаря детей бытовой, обществоведческой, природоведческой и эмоционально-оценочной лексикой, развитие фонематического слуха и восприятия звуков речи, а также согласование существительного в роде, числе, падеже с разными частями речи, а также работа над словосочетаниями и предложениями разной конструкции, словотворчество и словообразование[12].
Результаты освоения образовательной программы детьми по речевому развитию фиксируются в качестве целевых ориентиров, а именно: «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; построения речевого высказывания в ситуации речевого общения и т. д.».
В стандарте второго поколения ФГОС НОО также сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования :
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования :
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач[5].
Цель изучения предмета «Русский язык» – это формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Следовательно, преемственность возможна в целях, задачах, содержании работы по освоению образовательной области «Речевое развитие» и изучении предмета «Русский язык».
Таким образом, мы раскрыли основные подходы к определению сущности понятия «преемственность».