Приложение МААМ

Проблема преемственности в обучении между дошкольным и начальным образованием

Оксана Скороходова
Проблема преемственности в обучении между дошкольным и начальным образованием
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема преемственности в обучении между дошкольным и начальным образованием

Проблема преемственности - одна из главных проблем непрерывного образования. Преемственность нужна для всех звеньев системы образования, но особенно она необходима и важна на начальных этапах образовательной работы с детьми, в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Публикация «Проблема преемственности в обучении между дошкольным и начальным образованием» размещена в разделах

Важное значение для установления преемственности между ДОО и начальной школой имеет всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольника, осуществляемое в детских садах и являющееся фундаментом преемственности.

В современной психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по данной проблеме (Б. С. Гершунский, С. М. Годник, Ю. А. Кустов, А. А. Мерк и др.). Результаты этих исследований позволяют определить теоретические, организационно-методические основы преемственности, технологии ее реализации в условиях непрерывного образования.

Пути практической реализации проблемы между разными образовательными системами были предложены В. А. Гущенко, Л. Е. Егоровой, Р. А. Ильясовым, Е. Л. Осоргиным, Э. И. Трофимовым и др.

В работах (Н. Ф. Виноградова, Т. А. Ерахтина, Р. А. Должикова, В. Т. Кудрявцев, В. Я. Лыкова, Т. С. Комарова, посвященных изучению преемственности ДОУ и начальной школы, выявлены некоторые особенности ее осуществления, адекватные специфике содержания воспитательно-образовательной работы и своеобразию психического развития детей 6-7 лет[9].

Философскими и концептуальными основами преемственности ДО и НОО являются «Концепция дошкольного воспитания» и «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», в которых отражены личностно-ориентированный подход во взаимодействии взрослого с ребенком, принципы гуманистической педагогики и психологии.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.) определены уровни общего образования. Впервые дошкольное образование получило определенный статус – первый уровень системы непрерывного образования[2].

Возникла необходимость в разработке стандарта дошкольного образования, который был утвержден Приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013, его внедрение в практику ДОО началось с 1 января 2014 года.

В п. 1.63 ФГОС ДО (№1155 от 17.10.2013) говорится о преемственности основных образовательных программ как преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Кроме того, определены целевые ориентиры, как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности[1].

По мнению Н. Ф. Виноградовой, преемственность - это :

1. Определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии.

2. Связь и согласованность каждого компонента педагогической системы через осуществление преемственных и перспективных связей.

Следовательно, преемственность дошкольного и начального образования рассматривается нами как педагогический процесс обеспечения закономерной связи между этапами развития ребенка и организационно-педагогическими, психолого-педагогическими условиями его развития и саморазвития на этапе перехода из ДОУ в начальную школу.

Анализ современного состояния практики осуществления преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы позволил установить, что одним из важных факторов, сдерживающих ее положительное решение, является недостаточная готовность педагогов к обеспечению, психолого-педагогических оснований преемственности.

Сегодня недостаточно системных разработок в области формирования профессиональной готовности будущих специалистов дошкольного образования к обеспечению преемственности в работе ДОУ и начальной школы[19].

Отсюда возникла потребность разработки нормативной модели основной образовательной программы непрерывной подготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей начальной школы.

Анализируя преемственность, можно отметить 4 общие позиции: в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО:

единый структурно-организационный подход;

психолого-педагогический методологический подход;

принцип организации инклюзивного образования;

направленность основных образовательных программ ДО и НОО на личностное развитие ребенка[1].

Отметим, что в стандарте дошкольного образования говорится об образовательных областях, которые преемственны предметным областям в стандарте начального общего образования. Например, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» (ФГОС ДО) преемственна предметной области «Обществознание» и «Естествознание» («Окружающий мир») и «Основы религиозных культур и светской этики» (ФГОС НОО)[1].

В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Обратимся к сравнительному анализу образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» (ФГОС ДО) и предметной области «Окружающий мир» (ФГОС НОО).

В практике дошкольных образовательных организаций наиболее востребованными и популярными являются программы и технологии, связанные с освоением детьми разных видов социальной культуры «Детство» (А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабева, «Детский сад - Дом радости» (Н. М. Крылова, «Истоки» (Л. А. Парамонова, «Радуга» (Т. Н. Доронова и др., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» (Н. Б. Кутьина, «Я - человек» (С. А. Козлова, «Программа социального развития детей дошкольного возраста (Л. В. Коломийченко) и др. [10].

Итак, программа «Дорогою добра : Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников» Л. В. Коломийченко наиболее полно соответствует содержанию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО.

Проанализируем концептуальные подходы и содержание программы Л. В. Коломийченко «Дорогою добра» и программы начального общего образования.

Программа А. А. Плешакова «Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа России» (2011) наиболее преемственна в разделе «Человек и общество», содержание которого включает в себя представление об: обществе, человеке, семье, о Родине - России, праздниках в жизни общества, городах России, Родном крае как частице России, истории Отечества, странах и народах мира. Содержание этого раздела отражено в разделах и темах тематического плана с 1-го по 4-й классы начальной школы. В то же время в ней не выделяются принципы построения программы.

В отличие от предыдущей программы, программа «Окружающий мир» И. В. Потапова, Г. Г. Ивченко, Е. В. Саплина, А. И. Саплин (УМК «Планета знаний») выстраивается на основе методологических и дидактических принципов: научности, доступности, систематичности, последовательности, целостности, культуросообразности, гуманитаризации и развития, которые созвучны и перекликаются с принципами Концепции и программы «Дорогою добра» Л. В. Коломийченко.

Отметим, что программе И. В. Потапова преемственными являются разделы «Человек» и «Человек среди людей». В рамках первого раздела ребенка знакомят с тем, как развивается человек, как он воспринимает окружающий мир, почему человеку нужно быть здоровым, как зависит эмоциональное состояние от восприятий и явлений окружающего мира. Во втором разделе ребенок знакомится с нашей страной Россией, геральдикой, получает представления о народах, населяющих нашу страну, о городе и селе, о семье и ее составе, о статусе ребенка в семье, о родственных связях разных членов семьи, основных формах культурного поведения в обществе.

Анализ образовательной области «Речевое развитие» в ФГОС ДО позволяет нам определить цели, содержание и приоритетные направления речевой работы с детьми разного возраста, которые также обозначены в авторских образовательных программах. Цель речевого развития детей -развитие речи и навыков речевого развития.

В содержание работы входит обогащение словаря детей бытовой, обществоведческой, природоведческой и эмоционально-оценочной лексикой, развитие фонематического слуха и восприятия звуков речи, а также согласование существительного в роде, числе, падеже с разными частями речи, а также работа над словосочетаниями и предложениями разной конструкции, словотворчество и словообразование[12].

Результаты освоения образовательной программы детьми по речевому развитию фиксируются в качестве целевых ориентиров, а именно: «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; построения речевого высказывания в ситуации речевого общения и т. д.».

В стандарте второго поколения ФГОС НОО также сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования :

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования :

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач[5].

Цель изучения предмета «Русский язык»это формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Следовательно, преемственность возможна в целях, задачах, содержании работы по освоению образовательной области «Речевое развитие» и изучении предмета «Русский язык».

Таким образом, мы раскрыли основные подходы к определению сущности понятия «преемственность».

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школыОбеспечение преемственности в работе ДОУ и школы Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть,.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Поздравительная газета дошкольным работникамПоздравительная газета дошкольным работникам 27 сентября в нашей стране отмечается профессиональный праздник дошкольного работника. Мы со своими малышами младшей группы "Непоседы",.

Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ Общая тема: Модель управления ДОУ Адресная направленность: материал будет интересен руководителям ДОУ, заместителям по УВР/ВМР, старшим.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Методические условия преемственности между начальной и средней школой Выступление на педагогическом совете «Методические условия преемственности между начальной и средней школой» Проблема преемственности начального.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема преемственности в обучении между дошкольным и начальным образованием
Опубликовано: 21 мая 2023 в 23:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема преемственности в обучении между дошкольным и начальным образованием» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Скороходова (УИ 3100983) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД