Евсикова Галина
Проблема исторического просвещения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
.В последнее время большое внимание уделяется вопросу исторического просвещения детей дошкольного возраста. Ключевые слова: историческое просвещение, патриотическое воспитание, нравственность В условиях современного мира все чаще употребляется понятие «историческое просвещение». Президент РФ утвердил основы государственной политики в области исторического просвещения. Целями этой политики названо формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Историческое просвещение в дошкольном учреждении рассматривается в разделе патриотического воспитания. Все чаще поднимается проблема нравственного развития и воспитания. Необходимо создание новых образовательных программ в области исторического просвещения детей дошкольного возраста Программа должна четко определить, что и как грамотно донести до ребенка с учетом возрастных особенностей Необходимо выделить критерии анализа образовательных программ, направленных на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Также, задачей исследования является оценка места и роли исторического просвещения в структуре парциальных программ патриотического воспитания. Были выделены ряд примерных критериев, по которым была проанализирована роль, место и содержание исторического просвещения в рамках программ патриотического воспитания Соответствие программного содержания возрасту и возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Направленность на формирование эмоционального компонента Организационно-педагогические условия реализация программы. Наличие предметно-развивающей среды, направленной на историческое просвещение. Существующие образовательные парциальные программы патриотического воспитания. (Рыжковой Т. В. «Растим патриотов России»)для детей 5-7 лет. Данная программа направлена на воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, Родине и на развитие интереса к русским традициям. Программа обосновывает патриотическое воспитание наследованием нравственных и эстетических ценностей родной культуры. В планируемых результатах одним из пунктов значится наличие у детей знаний об истории своей родной страны, а также изучение государственной символики. Помимо этого, присутствует и компонент творчества – интерес к культуре, употребление в активной речи русского фольклора. Необходимо отметить присутствие тематических бесед в каждом блоке. Игры и упражнения подобраны в соответствии с тематическим планом и отражают суть программы. Ценным является использование ресурсов игровой и продуктивных видов деятельности, обсуждение поведенческих моментов, разнообразие форм совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. С точки зрения исторического просвещения, можно отметить, что программа включает элементы исторического просвещения, содержание соответствует возрасту и возрастным особенностям личности ребенка дошкольного возраста. Программа направлена на формирование положительного эмоционального отношения к Родине.
В настоящее время используются другие региональные программы. В качестве основного направления программ можно выделить нравственно-воспитательный ориентир. В целях программы присутствует формулировка «формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своей семье, селу,городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.» Программы затрагивают темы малой родины, от местоположения до символики. поднимаются вопросы Великой Отечественной Войны и включены элементарные знания по истории, культуре родного края
Ключевой момент патриотического воспитания – «возникновение у детей стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села, города, республики, страны; чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма». Особое внимание уделено предметно-развивающей среде.
Историческое просвещение детей включает наличие центров краеведения в группах. Данные центры состоят из различного рода материалов о республике, включая исторические аспекты При этом задачи впервые ставят конкретные ориентиры по историческому образованию – формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности); формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами». Помимо этого, упоминается мотивация к изучению истории, воспитание патриотизма через нравственность. Отдельно стоит отметить, что понятие патриотизм раскрывается через гражданскую принадлежность и нравственные чувства. В качестве положительного момента следует отметить наличие картотеки дидактических игр, иллюстративных пособий, литературных материалов. семи критериев – представлена полнота проблемы патриотического воспитания, выделено отдельное место под роль исторического просвещения в патриотическом воспитании, использованы методы и средства, направленные на историческое просвещение, отмечается роль формирования эмоционального компонента, присутствует привлечение современных технологий.
Таким образом, современные программы в разной степени включают раздел исторического просвещения. Во всех программах в разной степени отражены планируемые знания и умения в сфере исторического просвещения, предлагаются разнообразные методы и средства исторического просвещения детей дошкольного возраста. Следует отметить соответствие программного содержания возрасту и возрастным особенностям детей дошкольного возраста, направленность на формирование эмоционального компонента. При этом, во многих программах отсутствует системность формирования знаний и положительного эмоционального отношения к истории своего края и страны. Отмечается фрагментарность в ходе исторического просвещения детей дошкольного возраста. На основе имеющихся данных, включающих элементы или разделы исторического просвещения, был разработан инструмент исторического просвещения – «Историческая линейка». Данный инструмент является средством знакомства с эпохой через такие категории как личность, событие, праздник и уклад жизни в определенную историческую эпоху. «Историческая линейка» представляет собой инструмент формирования целостных системных знаний и положительного отношения к различным историческим эпохам, с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. К каждой исторической эпохе подобран ряд литературных источников, игр и медиа контента, которые соответствуют возрасту ребенка и контексту темы. Для примера можно рассмотреть период «Древняя Русь». Для знакомства с данной исторической эпохой, ребенка знакомят с личностью Александра Невского, с праздником Масленицы. Содержание тем, прежде всего, определяется возможностью формирования положительного эмоционального отношения к истории своей страны у детей 5–7 лет. Таким образом, тема исторического просвещения является актуальной в современном мире. В образовательных программах дошкольного образования историческое просвещение раскрывается в разделах патриотического воспитания. Необходимо создание целостной программы исторического просвещения для детей дошкольного возраста.