Наташа Кузьмина
Проблема использования игровых упражнений в развитии интонационной выразительности речи детей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи в дошкольном возрасте является одной из актуальных в дошкольном образовании. Успешность обучения в школе во многом зависит от того, насколько у ребенка развита речь. Важность проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста подтверждена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, согласно которому одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка-дошкольника, что в свою очередь позволяет успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. В тоже время в ФГОС ДО отмечено, что речевое развитие ребенка дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Публикация «Проблема использования игровых упражнений в развитии интонационной выразительности речи детей старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Проблема развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста нашла отражение в трудах известных отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др.) и педагогов Ф. А. Сохиной, О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш и др.
Развивая интонационную выразительность речи у детей шестого года жизни необходимо создать условия для решения такой задачи, как развитие интонационных средств выразительности речи : темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей. Эти задачи помогает решить такой метод работы, как игровые упражнения. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.
Использование игровых упражнений в формировании интонационной выразительности речи детей шестого года жизни должны быть направленны на формирование всех компонентов интонационной стороны речи - темпа, тембра, ритма, силы голоса, эмоционально-смысловых оттенков речи. При этом очень важно организовать работу по этапам с постепенным усложнением речевого материала для игровых упражнений.
Следуя принципу системности в работе по развитию интонационной выразительности речи в старшем дошкольном возрасте необходимо проводить работу не только на занятиях.
Неоспоримым является тот факт, что качество общения с окружающими во многом зависит от того, насколько речь человека логически выстроена, грамотна и интонационно насыщена. Такая речь легче воспринимается окружающими, располагает к себе собеседника, способна удержать внимание оппонента по общению. Работа над речью может быть начата человеком в любом возрасте, но именно старший дошкольный возраст обладает огромными возможностями.
Как говорилось ранее одним из направлений развития речи в старшем дошкольном возрасте является развитие интонационной выразительности. Значимость работы по развитию интонационной выразительности речи в старшем дошкольном возрасте подтверждена исследованиями Н. А. Ветлугиной, которая отмечает, что, приобретая навыки интонационной выразительности, ребенок обогащается духовно, у него возникает способность понять художественный образ, уловить ритм поэтического слога, позволяет довести до слушателей смысловую и эмоциональную сущность высказанной мысли.
В старшем дошкольном возрасте имеются как психологические, так и физиологические предпосылки для развития интонационной выразительности речи. Так, в этом возрасте происходит активное развитие эмоциональной сферы. У детей развивается способность к рефлексии, эмпатии. Они уже различают многие эмоции и начинаю регулировать собственное эмоциональное состояние.
Также интенсивно развивается речевой аппарат, голосовые данные, дети произвольно способны управлять качествами звучания речи (высотой, силой). По мере развития навыков владения артикуляционным аппаратом создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи. Дети дошкольного возраста усваивают интонационные рисунки предложений различных конструкций только по подражанию. Они усваивают ее бессознательно, вместе с лексическим и грамматическим содержанием образцов. Усвоив образец, они переносят его интонацию на любое предложение той же конструкции. По данным Л. В. Лопатиной в возрасте 5-6 лет наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации [3]. Значительные трудности вызывают восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее слухо-произносительную дифференциацию вопросительной и повествовательной интонации. При этом в большей степени страдает слуховая дифференциация, нежели самостоятельная реализация.
Речь ребенка старшего дошкольного возраста нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями, инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т. д., – словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность. Однако, все это получается у него импульсивно, неконтролируемо.
У ребенка в этом возрасте выразительные моменты, конечно, являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление. В них совершенно непроизвольно прорывается его импульсивная эмоциональность, которая беспрепятственно выражается в их речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение.
Такая ситуация с развитием интонационной выразительности речи требует сделать этот процесс более организованным и результативным очень важно проводить специальную работу, в которой должны принимать участие не только педагогический коллектив дошкольной образовательной организации, но и родители. Только системный подход, а также выбор результативного средства способствует развитию интонационной выразительности речи уже в старшем дошкольном возрасте.
Одним из средств развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста можно считать игровое упражнение. Его результативность обусловлено тем, что участие в нем интересно и увлекательно для ребенка. Игровой сюжет обеспечивает в таких упражнениях способствует тому, что ребенок занимает активную позицию, старается выполнить его как можно лучше, качественнее.
Достоинством игровых упражнений является то, что они не требуют предварительной подготовки, подбора материала и могут включаться в различные виды деятельности.
Однако, для того, чтобы повысить результативность использования игровых упражнений необходимо предоставлять детям образцы речевых высказываний. Игровые упражнения на развитие интонационной выразительности для детей старшего дошкольного возраста следует начинать со слушания сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы. С этой целью детям читается дважды один и тот же рассказ, первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением.
Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему; объясняется, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, просьбу, приказ и т. д.
Также в свободной деятельности детей можно включать аудио сказки в исполнении известных актеров, что также способствует приобретению опыта прочтения уже знакомого литературного текста профессионалами. В этом случае дети слышат, как одно и тоже литературное произведение можно рассказать по-разному, делая различные интонационные акценты в тексте.
Эффективными является использование игровых упражнений с пиктограммами, ролевыми диалогами по иллюстрациям [1]. Такие игровые упражнения создают определенные условия, в которых дети старшего дошкольного возраста начинают задумываться и осознать основное состояние персонажа (радость, печаль, страх, злость, восторг и др.) и применять способы их вербального и невербального выражения в речи.
Следуя принципу системности в работе по развитию интонационной выразительности речи в старшем дошкольном возрасте необходимо проводить работу не только на занятиях.
Игровые упражнения можно включать в индивидуальную работу с ребенком, проводимую в утренние и вечерние часы. К такой работе могут подключаться дети, речь которых не эмоциональна, не выразительна. Игровые упражнения с такими детьми могут проводится многократно и динамика развития интонационной выразительности речи может носить индивидуальный характер.
Кроме того, вполне оправдано включение игровых упражнений в режимные процессы. Во время проведения прогулки они могут проводится с подгруппой детей. Например, игровое упражнение «На опушке» может включаться в целевую прогулку в парк, что обеспечит развитие силы и высоты голоса, а игровое упражнение «Позовем вместе» позволит развивать мелодику.
Помимо работы в дошкольной образовательной организации хорошо привлекать родителей, которые в домашних условиях, совместно с ребенком будут развивать темп, тембр, мелодику и другие компоненты интонационной выразительности речи.
Подводя итог необходимо отметить, что проблема развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста имеет недостаточную освещенность в научной литературе, что подтверждает ее актуальность. В соответствии с физиологическими и психологическими предпосылками в развитии интонационной выразительности речи в этом возрасте возможности использования игровых упражнений становится наиболее результативным.
Список использованной литературы
1. Бухвостова, С. С. Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. С. Бухвостова. – Курск : Курский государственный педагогический институт, 2000. – 58 с.
2. Кубасова, О. В., Рождественский Н. С. Что делает нашу речь выразительной [Текст] / О. В. Кубасова, Н. С. Рождественский // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 6. – С. 24–27.9
3. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников [Текст] / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. – СПб : Союз, 2006. – 151 с.
4. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / А. И. Максакова. – М. : Просвещение, 1982. – 160 с.
5. Рунова, С. А. Игровые технологии формирования интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. А. Рунова // Научные труды SWorld. - 2014. - Т. 16. - № 1. - С. 54-58.
6. Колдина Д. Развитие интонационной выразительности речи детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/razvivayuschie_zanyatiya/id/1069. – с Загл.
7. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи у дошкольников с речевыми нарушениями. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 143 с.
8. Новиковская O.A. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. - СПб. : КОРОНА принт, 2005. - 270 с.
9. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет). – СПб: КАРО, 2007. – 80 с.
10. Попова Т. В. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией : диссертация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-intonatsionnoi-vyrazitelnosti-rechi-u-starshikh-doshkolnikov-s-dizartriei. – с Загл.
11. Родионова Ю. Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 7-12.
12. Родионова, Ю. Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2006. - N 5. - С. 2-5.
13. Родионова Ю. Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2007. - №1. – С. 6-10.