Надежда Горностай
Проблема формирования представлений о природе России у детей 5–6 лет в психолого–педагогических исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с раннего возраста знакомятся с природой, так как она окружает их в повседневной жизни, вызывает интерес. Природа – земная среда обитания человека или географическая среда, которая включает в себя совокупность явлений и предметов живой и неживой природы [6; 48; 51]. Для каждой страны природа имеет характерные особенности, которые отражаются в наиболее типичных природных объектах–символах. Л. В. Лупийко подчеркивается, что в дошкольном возрасте при формировании представлений о природе дети должны знакомиться с объектами природы ближайшего окружения [23]. Поэтому наиболее доступна для понимания и восприятия природа России. Русский историк В. О. Ключевский писал о природе России как сочетании благоприятных для культуры условий исторической жизни страны, подчеркивал ее разнообразие, богатство («…почвенные и ботанические полосы с неодинаковым составом почвы и неодинаковой растительностью…») [19]. Разнообразие объектов природы России подчеркивается методистами Л. А. Каменевой, Н. Н. Кондратьевой, П. Г. Саморуковой и др. [29]. Природу России можно определить как часть природной среды планета Земля с типичными объектами, определяемыми условиями умеренного климата, характеризующегося прохладным летом и суровой зимой.
Публикация «Проблема формирования представлений о природе России у детей 5–6 лет в психолого–педагогических исследованиях» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
При наблюдении за природой в повседневной жизни, при знакомстве с нею при обучении в детском саду, у детей формируются соответствующие представления. В психологии и педагогике под представлениями понимаются воспроизведённые образы предметов и явлений, основывающиеся на нашем прошлом опыте (С. Л. Рубинштейн) [42, с. 271]; продукт многократной переработки психикой и сознанием различной информации, полученной разными способами, в разное время и из разных источников [26, с. 151]; совокупность обобщённых сведений об определенном предмете, объекте, явлении, полученных при непосредственном прямом контакте с ними [26, с. 219]. Представления о природе России – воспроизведённые образы природных объектов России, которые определяются специфическими климатическими условиями.
В дошкольном возрасте у детей формируется определенная совокупность представлений о природе России. Анализ современных программ дошкольного образования и работ ученых позволил определить содержание представлений о природе России, которые должны быть сформированы у детей дошкольного возраста. Это представления о наиболее типичных представителях живой и неживой природы. К объектам живой природы, о которых у детей должны быть сформированы представления, относятся: деревья (представители флоры земли, их польза, строение дерева, деревья, которые растут в наших широтах и являются наиболее типичными, часто встречающимися (береза, дуб, рябина, о необходимости бережного отношения к ним, о цветах (часто встречающиеся в местной природе цветы, ее символы (ромашки, колокольчики, незабудка, о перелетных птицах – соловей, жаворонок (особенности жизни, наиболее часто встречающиеся представители, их внешние особенности, особенности голоса). Представления детей о неживой природе, которые должны быть сформированы в детском саду, включают следующие объекты: климат (особенности погоды, сезонных изменений, их влияния на жизнь растений, животных, птиц, человека, особенности ландшафта (поля, луга как среда обитания человека, животных, растений, особенности природного сообщества, их красота, роль в жизни человека, о реках (особая среда обитания, основные характеристики, значения для жизни человека, о необходимости бережного отношения) [10; 17; 21; 29; 37; 43].
Как уже отмечалось, представления детей о природе России формируются спонтанно и в процессе целенаправленного обучения. Спонтанно представления формируются тогда, когда ребенка привлекают наблюдаемые им природные объекты и явления, он рассматривает их, наблюдает, пытается объяснить воспринятое на основе ранее усвоенных понятий [18; 36]. Спонтанно сформированные представления детей о природе являются следствием поверхностных обобщений, которые делает ребенок при взаимодействии с природой [9]. Спонтанно сформированные представления свидетельствуют о высокой познавательной активности ребенка, его интересе к природе. Однако такие представления могут быть искаженными, неточными, противоречивыми [36]. Целенаправленное формирование – это процесс педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств [35]. Целенаправленное формирование представлений о природе у детей позволяет устранить пробелы в знаниях детей, изменить спонтанно сложившиеся представления, обогатить их. Л. Е. Осипенко определяет обогащение представлений как привнесение новой информации или установление новых взаимосвязей в уже имеющиеся у ребенка представления [36].
О сформированности представлений говорят показатели их полноценности. И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский характеристиками полноценных представлений считают полноту; глубину; широту; оперативность; гибкость; конкретность и обобщенность; свернутость (развернутость); систематичность; осознанность; прочность [22; 44]. И. Э. Куликовская, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе выделяют показатели представлений : правильность (точность, объем, полнота, существенность, обобщенность, системность [30]. Так как дети дошкольного возраста в силу своего опыта и познавательного развития могут овладеть лишь отдельными ограниченными представлениями, показателями их полноценности в этот период будут являться правильность (точность, полнота и осознанность. Правильность (точность) представлений определяется степенью соответствия представления эталону. Полнота определяется количеством знаний об изучаемом объекте, предусмотренных программой, она оценивается по тому, верно и полно ли выделяет ребенок признаки того или иного объекта. Осознанность представлений проявляется пониманием связей между ними, умением их доказывать, изложить знания своими словами.
Эффективность процесса формирования и обогащения представлений во многом определяется правильным отбором и применением методов и средств обучения [5]. Обобщив различные данные литературы, определили содержание различных групп методов формирования представлений о природе у дошкольников : практические (наблюдения в природе, игры природоведческого содержания, опыты, моделирование, труд в природе, заполнение календаря погоды и природы); наглядные (разглядывание иллюстративно–наглядного материала, моделей); словесные (рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой литературы, беседа) [4; 15; 24; 29; 33]. Каждая группа методов обучения выполняет определенную роль в формировании и обогащении представлений у детей дошкольного возраста. Словесные методы способствуют сообщению, конкретизации, уточнению, систематизации и обобщению представлений и знаний об известных детям явлениях природы и фактах, предоставляют информацию, выходящую за пределы опыта детей. Наглядные и практические методы позволяют знакомить детей с объектами и явлениями природы непосредственно путём чувственного восприятия вещей или их изображений, способствуют накоплению чувственного опыта, творческому освоению приобретённых знаний [31].
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения, которые способствуют достижению целей образования [45]. Средства обучения подразделяются на визуальные (зрительные) – оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты; аудиальные (слуховые) – аудиозаписи, музыка и т. п. ; аудиовизуальные (зрительно–слуховые) – видеозаписи и т. д.
Для детей дошкольного возраста наиболее эффективными при формировании и обогащении представлений являются наглядные средства. Представления об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязи могут формироваться и обогащаться в процессе наблюдения – специально организованного, целенаправленного, разного по продолжительности, планомерного активного восприятия детьми объектов и явлений природы. Так же для формирования и обогащения представлений о природе используется иллюстративно–наглядный материал (дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, который должен быть реалистичным, художественно выразительным, предоставляться в сочетании с пояснениями воспитателя. Огромным потенциалом для ознакомления детей дошкольного возраста с природой России обладают произведения русских художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина и других. В произведениях художников представлены наиболее типичные объекты природы России : растительный мир (берёзы, дубы, ромашки, черёмуха, сирень, животный мир (животные, птицы, ландшафт (поля, луга, речи).
При том, что зрительные образы важны при обогащении представлений детей о природе, это не снижает значение словесных методов и средств, наиболее эффективными из которых в работе с дошкольниками являются рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы, чтение художественной природоведческой литературы (Н. М. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова, беседа. Высокие возможности в ознакомлении с природой отводятся художественной литературе с природоведческим содержанием, в которой применяется прием анимации (одушевления животных, растений, предметов, описаны объекты природы, наиболее типичные для природы России, то есть, ее символы.
Е. И. Тихеева рекомендовала использовать совокупность средств обучения при ознакомлении детей с природой [8]. Вслед за этим, Т. С. Комарова подчеркивает, что интеграция разнообразного содержания и средств обучения на занятиях и в других формах образовательной работы способствует углублению и обогащению представлений детей [20]. Интеграция различных средств формирования представлений усиливает выразительные средства каждого из них.
Одним из видов представлений дошкольников являются представления о природе. Детям наиболее доступно понимание природы ближайшего окружения, то есть, природы России. Содержание представлений о природе России в соответствии с программой включает представления об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязи. Так как природа привлекает детей, и они могут сами наблюдать за ней и делать выводы, высокий риск формирования неправильных, неполных, неточных представлений. Поэтому необходимо организованное обогащение имеющихся представлений, то есть, привнесение новой информации или установление новых взаимосвязей в уже имеющиеся у ребенка представления. Эффективность обогащения представлений во многом определяется правильным отбором и применением средств обучения. Наиболее эффективными средствами формирования представлений в работе с дошкольниками являются те, которые усиливают эмоциональную составляющую, чувственную основу: объекты живой и неживой природы, картины (пейзажи, художественное слово, музыка, а так же их интеграция в процессе формирования представлений.